Подведены итоги II Форума "РОССИЙСКАЯ СОВРЕМЕННАЯ АВИОНИКА – 2021"

В Санкт-Петербурге завершил работу II Форум "РОССИЙСКАЯ СОВРЕМЕННАЯ АВИОНИКА – 2021", посвящённый выработке решений и ответов на вызовы, стоящие перед авиа- и вертолётостроителями.

В работе Форума приняли участие около 200 делегатов из всех регионов России – от Дальнего Востока до западных границ: представители госкорпораций, авиационных заводов, авиакомпаний и компаний по производству бортового радиоэлектронного оборудования, профильных НИИ и вузов.
Ключевым мероприятием в архитектуре деловой программы стала пленарная дискуссия "Российская современная авионика". Перед её участниками стояли три ключевых вопроса: "Какое влияние на рынок авионики окажут масштабные процессы, происходящие сегодня в отрасли (развитие БПЛА, пандемия, правительственный курс на снижение зависимости от иностранных производителей оборудования и комплектующих)?"; "Возможны ли в ближайшее время в секторе авионики прорывы и на каких направлениях?"; "Что станет локомотивом развития направления: наука, промышленность или запрос рынка?".
"На форуме мы с коллегами обозначили комплекс проблем, о которых все знают, но мало кто решается их озвучить. Это тормозит и ограничивает развитие авионики, что не только касается производителей авиационного оборудования, но и всей авиационной отрасли в целом", — считает Сергей Бабуров, Первый заместитель генерального директора Института авиационного приборостроения "Навигатор".
Николай Федоров, руководитель направления и главный конструктор по бортовому радиоэлектронному оборудованию холдинга "Вертолеты России" полагает, что развитие беспилотных летательных аппаратов является ключевой задачей авионики. Сегодня беспилотники уже стали средством грузоперевозок, которому, безусловно, требуется дальнейшее развитие и совершенствование в плане массогабаритных показателей. "Поскольку беспилотники – это квинтэссенция всего развития, в рамках этой тематики, когда мы поймем насколько можем доверять технологиям, которые ложатся в основу "беспилотья", будем переходить от перевозки грузов на сегмент пассажироперевозок", – подчеркнул Николай Федоров.
Регулирование авиационного пространства – еще один вызов, отмеченный всеми экспертами. Разделение большой, малой и беспилотной авиаций может серьезно влиять на рынок авионики. Количество летательных аппаратов, которые в ближайшем будущем поднимутся в небо, ставит перед разработчиками новые задачи по созданию систем обнаружения, технического зрения и безопасности полета.
Почетный гость форума летчик-космонавт РФ, Герой России Сергей Авдеев предложил специалистам обратиться к опыту космонавтики: "Космическая отрасль давно использует беспилотные летательные аппараты – спутники. Эксперименты с роем спутников ведутся во всем мире и уже накоплен определенный интеллектуальный багаж. Для эффективной эксплуатации дронов в космосе крайне важно отработать все решения на земле".
Влияние беспилотных систем на авиационный рынок в целом и сегмент авионики в частности отметили все участники Форума. Именно это направление эксперты считают прорывным. В качестве сопутствующей технологии успешного развития был выделен искусственный интеллект. Наука была единогласно определена драйвером становления новых технологий, внедрение которых дает возможность становиться лидерами.
Деловая программа Форума продолжилась презентациями, докладами и их открытым обсуждением. Был затронут весь спектр проблем авиа- и вертолётостроительной отраслей, а также смежных областей: вопросы разработки и модернизации комплексов бортового оборудования, бортовых многофункциональных систем, систем безопасности полетов, индикации, навигации и посадки, проблемы минимизации количества иностранных комплектующих на производстве.
Были выработаны предложения по развитию авиационной отрасли. Конструктивный диалог участников Форума свидетельствует об укреплении доверия между всеми членами производственной цепи: от заказчиков до сертифицирующих и надзорных органов.
По итогам Форума был запротоколирован ряд предложений, которые необходимо перевести в конкретные меры, направленные на поддержку и развитие отрасли. Среди них необходимо выделить следующие:
– для обеспечения требуемого уровня безопасности полетов гражданской авиации, повышения эффективности и конкурентоспособности отечественной авиационной продукции в целом, необходимо при поддержке Росавиации и Минпромторга инициировать проведение ОКР по созданию и налаживанию серийного производства ОЕМ-модулей Глобальной навигационной спутниковой системы в интересах всех российских разработчиков и производителей перспективной авионики;
– для развития профессиональных компетенций молодых специалистов создать на базе АО "Навигатор" совместно с ведущими вузами при поддержке профильных министерств центр трансфера теоретических знаний в практические навыки.
"Многие из этих решений касаются не только России, они <являются решениями> международного уровня, поскольку у нас общее воздушное пространство с другими странами", — резюмировал Сергей Бабуров.
Второй день Форума ознаменовался работой молодежной секции. На площадке "Точка кипения – ГУАП" были подведены итоги конкурса молодежных проектов "Российская современная авионика". Молодые ученые представили свои проекты экспертам, студентам и специалистам авиастроительной отрасли.
"Благодаря работе Молодежной секции, мы получили много интересных идей, — отметил Сергей Бабуров. – Мы не только премировали ребят за участие и наградили победителей, но и пригласим их на работу: нам нужны талантливые и перспективные сотрудники".
Лауреатом конкурса стал Дмитрий Ярыгин (БГТУ "ВОЕНМЕХ" им. Д.Ф.Устинова) с проектом "Разработка систем обеспечения безопасной посадки вертолета на подобранные с воздуха площадки".
В тройку победителей вошли Екатерина Плотницкая (СПбГЭТУ "ЛЭТИ") с проектом "Алгоритмы распознавания воздушных целей в полуактивной РЛС мониторинга воздушного пространства", Иван Сулин (СПбГУ ГА) с работой "Оптимизация способа перевода двоичного кода Грея в десятичный код" и Даниил Маджаро (ГУАП) с докладом, посвященным БПЛА "Автономное крыло "TELLUS".
Организатором Форума выступил АО "Навигатор" при поддержке Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга.
Запись прямой трансляции можно посмотреть по ссылке: https://youtu.be/F_3TKqo13ik
Сайт Форума "РОССИЙСКАЯ СОВРЕМЕННАЯ АВИОНИКА" rsa.navigat.ru