В утиль, но не на свалку: ретейлеры поймали зелёную волну

Автор фото: ТАСС

Ретейлеры озаботились проблемами утилизации бытовой техники и электроники, строя имидж социально ответственного бизнеса.

В мае Redmond намерен запустить в своих магазинах в Петербурге и Москве акцию по приёму старой бытовой техники на утилизацию. За утилизируемую технику будут предоставляться скидки на новую. В компании подобная акция пройдёт впервые.
Просто так выбрасывать сломавшиеся электроприборы в России нельзя уже достаточно давно. С 1 января 2021 года захоронение отходов электронного и электрического оборудования было запрещено распоряжением правительства. Крупный ретейл всё активнее подключается к акциям по утилизации. Но некоторые компании, например "Ситилинк", пока не запускали такую услугу. Другие только начинают её предлагать. А третьи делают это давно.
В "М.Видео–Эльдорадо" программа по утилизации работает на постоянной основе с 2019 года. На начало этого года она действовала в 450 магазинах.
"Мы принимаем технику бесплатно, любые модели и бренды, независимо от того, где она была куплена. В дополнение несколько раз в год проходят акции — в обмен на старую технику клиенты получают скидку на покупку новой. Акции помогают привлечь внимание потребителей к вопросу правильной утилизации техники — скидка или бонусы служат дополнительным стимулом, чтобы отнести сломанный чайник или фен на переработку, а не просто выбросить", — рассказали "ДП" в пресс–службе "М.Видео–Эльдорадо".

С заботой об экологии

В Redmond отмечают, что за последние 5 лет общемировой объём отходов электроники вырос на 21%. Электронные отходы стали самым быстрорастущим потоком мусора в мире. При этом они содержат тяжёлые металлы и трудноразлагаемый пластик.
"Человек за один год производит примерно 7 кг электронных отходов, стабильно отправляющихся на мусорные полигоны, — уточняют в пресс–службе Redmond. — В России культура переработки старой техники только набирает обороты. И если спросить у кого–то, куда сдать неработающий power bank, то люди либо пожмут плечами, либо скажут очевидное: “Да выброси в мусор”. Ведь многие видят в отработавшей вещи именно мусор, а не вторсырьё".
Люди в массе своей и правда не знают, куда сдать неработающую или неиспользуемую технику. Если она в рабочем состоянии, то можно продать через сайты объявлений или отдать различным специализированным организациям. Например, существует проект Svalka, который забирает любые ненужные вещи из квартиры, гаража или офиса: одежду, книги, посуду, игрушки, технику и некоторую мебель.
Существуют сервисы, которые организуют вывоз техники из квартиры. Правда, некоторым придётся заплатить за такую услугу. Например, "Грузовичкоф" оказывает услуги по утилизации бытовой техники уже 16 лет. Старую бытовую технику утилизируют в Петербурге и Ленобласти. Компания вывозит телевизоры, холодильники, кухонные плиты, СВЧ–печи, стиральные машины.
Услуга популярна и востребована в Петербурге, как и в других крупных городах, где существует современное представление об утилизации отходов. Операционный директор сервиса "Грузовичкоф" Илья Берсон рассказал "ДП", что заказы на утилизацию бытовой техники поступают постоянно. Старая или ненужная бытовая техника отправляется на полигоны, где происходит специальная переработка.
По данным центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Высшей школы экономики, уровень экологической ответственности россиян растёт.
Согласно опросу, проведённому в декабре 2020 года, каждый третий (33%) отдаёт ненужную одежду, мебель, бытовую технику друзьям, знакомым, соседям. 27% сортируют бытовой мусор. Но при этом 41% вообще ничего не делают. Поэтому потенциал для развития ответственного потребления очень высок. В ближайшие 2 года самыми востребованными практиками, по мнению исследователей, будут сортировка и утилизация отходов — от раздельного сбора мусора (им намерено заняться 47% населения) до сдачи в пункты приёма отслуживших батареек, макулатуры, пластика, стекла, металла.

Имиджевый след

Подобные акции позитивно отражаются и на имидже компаний, формируя образ социально ответственного бизнеса, заботящегося об экологии. Первый вице–президент "Опоры России" Павел Сигал считает, что акции помогают привлекать клиентов. Он подчёркивает, что такие предложения пользовались популярностью и до кризиса, но сейчас покупателям стало особенно важно получить новую технику со скидкой. "Старую они всё равно бы выкинули или продали на сайтах по очень низкой цене, а вот какой магазин выбрали бы для покупки гаджета — ещё вопрос", — поясняет эксперт.
Управляющий партнёр аналитической компании Marketing Logic Дмитрий Галкин подчёркивает, что такой маркетинговый ход — это хороший репутационный инструмент. "Для новых поколений покупателей такое позиционирование и дань уважения современным трендам очень важны", — говорит он.
По состоянию на конец 2020 года в "М.Видео–Эльдорадо" собрали более 900 тонн, или 100 тыс. единиц, бытовой техники.
"Мы не просто собираем старую технику, мы действительно её перерабатываем максимально безопасным для природы способом, настолько, насколько это возможно. Все партнёры–утилизаторы проходят аккредитацию. Таким образом, мы знаем, что они используют безопасные технологии, например, откачивают фреон из холодильников. Утилизируют технику целиком, а не только платы", — уточняют в компании. Кроме того, в "М.Видео–Эльдорадо" отслеживают движение собранной техники на всех этапах — от сдачи в магазине до поступления на завод–утилизатор.
В Redmond говорят, что старая техника оказывается очень полезной для производства новой. "Платы в дальнейшем идут на аффинажные заводы, где из них добывают драгметаллы. Пластик же от старого тостера, например, может превратиться в мелкие гранулы, которые затем выкупаются каким–либо производителем для дальнейшего превращения в новую технику", — поясняют в компании. Из переработанного пластика также делают скамейки, уличные кашпо, шезлонги, стулья, журнальные столики, светильники и вазы.
Дмитрий Галкин добавляет, что с учётом налаженной логистики и сотрудничества с предприятиями по утилизации в перспективе крупные игроки рынка могут сделать вывоз старой бытовой техники отдельной услугой (если человек не планирует покупать что–то взамен). Тогда это будет ещё и дополнительным источником дохода для ретейлеров.
Механизм утилизационного сбора довольно эффективен, поскольку является средством господдержки отдельных отраслей и повышает конкурентные способности российского производства. Когда необходимо поддержать отечественного производителя, государство может увеличить им выплаты. Сбор будут платить все иностранные производители, а российским компаниям сбор компенсируют из бюджета. Когда компании сами занимаются утилизацией техники, то они получают за это платежи плюс имеют возможность продать остатки техники, цветные металлы — это тоже выгодный бизнес.
Дмитрий Кумановский
начальник аналитического отдела ИК "ЛМС"
Акции по приёму старой техники организуют и сетевые магазины, и городские службы. Первые делают это частично в рамках собственной социальной ответственности, но не стоит исключать варианты, когда они выступают партнёрами с производителями техники, которые несут расширенную ответственность за произведённые товары. Например, Duracell в рамках расширенной ответственности на элементы питания (батарейки) организует их сбор самыми разными средствами, в том числе через магазины электроники. В этом случае магазины предоставляют площадку для своих партнёров.
Софья Климова
координатор волонтёров экологического движения "РазДельный сбор"