Красота белокожих мужчин: зачем нужен запрет Трампа на современную архитектуру

Автор фото: citywalls.ru
Промзона Обухово обошла Америку по архитектурному Средневековью.

Перед уходом 45-й президент Америки Трамп принял одно из самых резонансных своих решений – запретил строить некрасивые здания.

По крайней мере за бюджетные деньги. Для чего подписал акт "О продвижении прекрасной правительственной архитектуры", а также ввёл своих ставленников в федеральную комиссию по изящным искусствам (она уполномочена оценивать проекты правительственных новостроек, а в некоторых случаях — и отклонять их). В своём указе политик сослался на конституцию тосканской Сиены 1309 года, которая гласила, что "кто бы ни управлял городом, красота города должна быть для него первостепенной задачей". А также на высказывания сэра Кристофера Рена, британского архитектора, который считал, что "архитектура создаёт нацию".
При этом, как констатирует президентский указ, большинство современных правительственных зданий в США далеки от классической стилистики, причём они строятся таковыми в угоду архитектурной элите, а не американскому народу. Ведь опросы показывают, что подавляющее большинство людей любит классику и не приемлет бруталистские и постмодернистские новостройки (тем более что некоторые из них даже не выглядят обитаемыми, как, например, новое правительственное здание в Сан–Франциско, гласит документ). Недаром отцы–основатели сознательно строили наиболее важные здания Вашингтона (такие как Белый дом и Капитолий) на основе классической архитектуры Древних Афин и Рима.
В общем, отныне новые правительственные здания в США должны строиться преимущественно в традиционных архитектурных стилях (особенно — в округе Колумбия), так, чтобы они делали место постройки прекраснее, и так, чтобы было понятно, для чего они возведены. В случае реконструкции старых зданий — их следует приводить к этим требованиям. Жаль, американская администрация не воспользовалась термином "диссонирующие постройки", который умело найден в петербургском законодательстве.
Понятно, что сегодня не только Трампом, но и классикой восхищаться не принято, поэтому такое решение уходящего президента встретило двойной отпор (голоса в поддержку были слышны, но не очень громко). Интересно, что аргументация критиков не всегда была чисто искусствоведческой. Так, по мнению вице–мэра округа Колумбия Джона Фальчиккио, новые члены комиссии по изящным искусствам могут "препятствовать прогрессу Вашингтона в отношении расовой и экономической идентичности, проблеме изменения климата и доступного жилья", поскольку ныне комиссия почти полностью состоит из белокожих мужчин — сторонников Трампа. Отметим, что если абстрагироваться от политических взглядов, то наш Градсовет в этом отношении чуть–чуть выигрывает, так как в его состав входит как минимум одна женщина — Маргарита Штиглиц.
Как передаёт Washington Post, в феврале Фальчиккио направил письмо в администрацию Джо Байдена с просьбой пересмотреть политику Трампа в области архитектуры, иначе Вашингтон превратится в архитектурный мавзолей. И с учётом того, что многим действиям экс–президента даётся обратный ход, неудивительно, если это будет сделано.
Но куда денешь избирателей, которые устали от борьбы с архитектурными излишествами? С одной стороны, ясно, что запретить на государственном уровне строить некрасивые здания и обязать возводить красивые — это всё равно что на вопрос: "Откуда возьмёте деньги?" — ответить: "Напечатаем". Классическое здание тоже нужно уметь построить, чтобы рядом с ним было приятно находиться.
С другой стороны, даже если этот указ не сегодня завтра будет отменён, он всё равно полезен как широко разошедшаяся декларация, которая показывает изъяны современной градостроительной политики, когда под мантры о комплексном устойчивом развитии строятся муравейники.
Наконец, мораторий на современную архитектуру был бы интересным экспериментом (особенно в таких городах, как наш), поскольку результат малопредсказуем. Им может быть как рождение нового стиля, как в своё время появился сталианс, так и разочарование: если выяснится, что современные мастера в нынешних условиях (с сегодняшними материалами, финансированием, при нынешнем регулировании) не могут создавать достаточно убедительные самобытные здания. Тогда застройка города напомнит аутлеты.