Напряжённый год для рынка страхования

Каким был 2020 год для отрасли?

— Я бы сказал — неоднозначным. Неплохие показатели были продемонстрированы в начале и конце года, но его середина была удручающей — особенно в части оказания медицинских услуг и работы частных медицинских центров. Второй квартал для них был очень тяжёлым, так как обращаемость резко упала и снизились доходы. Поэтому, с одной стороны, год был сложный и на развитии отрасли отразилось влияние коронакризиса, с другой — он оказался не таким тяжёлым, как мы прогнозировали.

А каким выдался 2020 год для вашей компании?

— Для страховой компании, основным бизнесом которой является добровольное медицинское страхование (ДМС), расходы во втором квартале уменьшились, что частично компенсировало убытки нашего медицинского направления. По ДМС и каско мы показали рост, а результаты по страхованию грузов остались на уровне 2019 года. По итогам 2020–го у "Капитал–Полис" страховая премия по ДМС выросла на 6% и составила 921 млн рублей. Общая премия по всем видам страхования достигла 1 млрд 223 млн рублей. В целом продажи компании выросли на 6%. Общая прибыль страховой группы составила более 100 млн рублей, что, на мой взгляд, достойный результат.
В этом же году сделка с немецкой страховой группой Allianz по покупке компании "Капитал–Полис" не состоялась из–за изменившихся в связи с пандемией планов. Однако в этом для нас есть и плюсы: во–первых, проведённый крупной международной компанией due diligence подтвердил высокую финансовую устойчивость компании и правильность нашей бизнес–модели. Во–вторых, мы решили самостоятельно продолжать развитие сети наших медицинских центров (сейчас у "Капитал–Полис" четыре медицинских центра) и увеличить количество предоставляемых сервисов, в первую очередь в цифровом формате.

Если говорить о прогнозах на 2021 год, какие сегменты рынка станут драйверами отрасли?

— Мне кажется, для страховых компаний — и конкретно для направления ДМС — год будет даже более тяжёлым, чем 2020–й. Дело в том, что если в 2020–м из–за локдауна расходы во втором квартале снизились, то в 2021–м, скорее всего, расходы по ДМС по всему году будут довольно серьёзными, так как локдауна не ожидается. Это не приведёт к уменьшению расходов, а доходы при этом могут не расти или даже упасть. Уже сегодня многие клиенты просят нас не повышать цены, а если и повышать, то минимально. Это, безусловно, для нас является фактором напряжённости.
Если говорить о рынке страхования в целом, драйвером отрасли в последние годы было так называемое инвестиционное страхование жизни (ИСЖ). Сегодня ЦБ РФ пытается остудить этот рынок: рекомендовано не продавать продукты такого рода неподготовленным начинающим инвесторам.
Именно поэтому я не вижу реальных драйверов отрасли. Нет ощущения, что активно развивавшиеся ещё недавно сегменты — ипотечное страхование, ИСЖ, отчасти ДМС — покажут бурный рост в 2021–м. Конечно же, вся эта "COVID–история" продемонстрировала явную необходимость ДМС для всех категорий клиентов. Но тем не менее ситуация всё–таки будет напряжённой.

Какие тренды, ярко проявившиеся в прошлом году, будут актуальны и в 2021–м?

— Конечно, цифровизация бизнеса — и рынок страхования не исключение. Прежде всего это каско и ДМС.
Мы активно развиваем нашу концепцию Smart ДМС, которая базируется на smart мобильном приложении, позволяющем нашим клиентам иметь массу дополнительных возможностей: через телефон оформить полис выезжающего за рубеж, заказать лекарства в аптеке, построить маршрут к интересующему медицинскому учреждению, записаться на приём одним нажатием кнопки на мобильном, организовать телемедицинскую консультацию, иметь электронную историю болезни и т. д.
Сейчас стало популярным ещё одно направление — экосистемы. Мы тоже идём по этому пути: на данный момент "Капитал–Полис" в процессе создания собственной экосистемы, которая называется smart–экосистема "Здоровье". Она также будет реализована через наше smart–приложение. Мы специально разработали для него HR–кабинет, который существенно упрощает систему административного взаимодействия между HR–службой клиента и страховой компанией в рамках договора ДМС. В HR–кабинете мы реализуем специальные разделы, которые посвящены статистике по договору, обращаемости, заболеваемости, информации о каких–то новинках и полезным сведениям о здоровом образе жизни. Ещё есть раздел "Smart–инфо", где мы поставляем информацию уже конкретно от нашей страховой компании для наших застрахованных.
В рамках этой экосистемы появятся дополнительные возможности для клиентов: например, психологическая помощь для тех, кто переболел COVID. Не менее востребованы сеансы массажа, не обязательно по медицинским показаниям, но и в оздоровительных целях. Эти дополнительные опции могут входить в программу или их можно докупить и оплатить отдельно.
Есть и ещё несколько идей на будущее: организация специальных осмотров, лекций, экспресс–тестов, презентаций. Кроме того, создание в рамках HR–кабинета и smart–приложения маркетплейсов, где можно было бы легко найти какие–то товары или услуги, связанные со здоровым образом жизни, — такая площадка позволит нашим клиентам предлагать свои продукты другим нашим клиентам.
Всё это шаги в развитии цифрового направления. И хотя многие экосистемы создаются с целью их монетизации, мы наш продукт позиционируем иначе — для нас это не экосистема повышения прибыли, а экосистема повышения лояльности. Потому что мы рассматриваем лояльность как наиболее значимую ценность для наших клиентов.
Компания "Капитал–Полис" являлась для Allianz "очень привлекательным активом с оптимальной бизнес–моделью, с собственной сетью медицинских клиник" и была важна для усиления позиций группы в Санкт–Петербурге. Готовясь к совершению сделки, Allianz провёл "всесторонний due diligence, который подтвердил высокую ценность компании".