Без пакета с пакетами: ретейл и доставка переходят на "зелёную" упаковку

Автор фото: vostock-photo

Ретейл и сервисы доставки пытаются уменьшить объём упаковки, однако не все могут себе это позволить

Федеральные торговые сети и фудтех–компании активно продвигают экологические инициативы. В последнее время они озаботились вопросами "зелёной" упаковки и сокращением количества пластиковых пакетов.
X5 Retail Group в сети "Пятёрочка" начала использовать собственное вторсырьё для производства пакетов — на 35% они созданы из переработанного пластика. Пока эта инициатива реализована только в столице. Кроме того, за 2020 год онлайн–гипермаркет "Перекрёсток Впрок" собрал 2 тонны пластиковых пакетов. За это время почти 28 тысяч покупателей вернули около 248 тысяч пакетов, которые переданы на переработку.

Многоразовые и биоразлагаемые

Трендом последних лет в ретейле стали многоразовые мешки, в моду вернулись даже советские авоськи. Фирменные мешки выпускают большинство ретейлеров. Они, кстати, становятся довольно популярными: всё чаще на кассах можно видеть покупателей, которые приходят в магазин со своим шоппером. Например, в "Пятёрочке" в прошлом году купили свыше 4,26 млн сумок и более 260 тысяч многоразовых мешков.
Независимый pr–консультант Анастасия Куценко подтверждает, что покупатели всё чаще приобретают многоразовые сумки из специальных биоразлагаемых материалов. "Чтобы потребление, в том числе в плане упаковки, было более осознанным, нужна популяризация такого образа жизни на государственном уровне. Реклама здорового образа жизни, занятий спортом и отказа от вредных привычек уже имеет успех — этот опыт вполне возможно применить и для того, чтобы торговые сети и покупатели предпочитали многоразовую упаковку и экологичные материалы", — считает Куценко.
Сервисы доставки, которые используют огромное количество пакетов, также задумались о сокращении их числа. Часто курьеры привозят заказ сразу с несколькими пакетами, так как разные группы товаров приходится упаковывать отдельно.
Сервис доставки продуктов igooods совсем недавно запустил экоопцию — "меньше пакетов". Сооснователь и управляющий сервиса Григорий Кунис рассказал, что за последнее время около 10% пользователей igooods так или иначе обращались к ним с запросом — получать заказ в меньшем количестве пакетов. "Некоторые отмечали количество упаковки как единственный минус сервиса.
Раньше продукты всех десяти категорий (заморозка, фреш, химия и т. д.) доставлялись в отдельных пакетах. Теперь индивидуальная упаковка обязательна только для трёх категорий товаров: химия, заморозка и охлаждённое мясо и рыба", — добавляет он. В компании планируют уменьшить количество используемых пакетов на 2,3 млн штук в год. "Если говорить о тратах на экологичность, то самой затратной частью проекта была IT–разработка функции", — отмечает Григорий Кунис.
Сервис доставки "Утконос" ещё в конце 2019 года полностью перешёл на новые пакеты, состоящие на 20% из переработанных материалов, а в начале 2020–го начал забирать использованную упаковку у покупателей. "В связи с эпидемиологической обстановкой эту инициативу пришлось прекратить, чтобы минимизировать контакты и обезопасить покупателей и коллег", — подчёркивают в компании. К февралю этого года сервис начнёт использовать пакеты, состоящие на 30% из переработанных материалов.
Директор по маркетингу сервиса экспресс–доставки "Самокат" Игорь Рожков отмечает, что они уделяют особое внимание инициативам в области упаковки — в будущем планируют перейти к полностью биоразлагаемой таре. При этом во внутреннем товарообороте "Самоката" используется только многоразовая (возвратная) тара — например, складные пластиковые ящики из вторичного сырья.
"Для своей собственной продукции (СТМ) мы выбираем перерабатываемую экологичную упаковку. А при производстве бытовой химии применяем биоразлагаемую формулу, которая полностью безопасна для окружающей среды: она не содержит хлор, фосфаты и другие агрессивные компоненты", — отмечает он.

Неэкологичные нормы

Игорь Рожков подчёркивает, что сегодня сервисам доставки нельзя отказаться от пластиковых пакетов из–за действующих правил СанПиН: "Согласно им, сервисы обязаны упаковывать товары отдельно. Этот барьер рынок пока обойти не может, но ищет оптимальное решение".
В пресс–службе "Утконоса" говорят, что у доставки продуктов есть специфика, которая требует использования достаточно большого количества упаковочных материалов. В частности, для обеспечения норм товарного соседства.
"В заказе могут быть товары из абсолютно разных категорий, например бытовая химия, молочные продукты, детское питание, овощи и фрукты, — отмечают в компании. — Часть наших покупателей действительно обращают на это внимание и просят сократить количество использованных пакетов".
Управляющий партнёр коммуникационного агентства B&C Agency Марк Шерман говорит, что ставка на экологичность не стала конкурентным преимуществом для торговых сетей и фудтех–компаний. На первом плане до сих пор проблемы быстрой доставки, ассортимента, качества продуктов.
В целом, по его словам, тренд на экологию хоть и дошёл до ретейла, но у некоторых компаний происходят парадоксальные ситуации: "На кассе могут предложить доплатить за экологичную упаковку, тогда как в доставке всегда используется огромное число полиэтиленовых пакетов". То есть про экологию помнят, но делают это избирательно даже в премиальных сетях.

Бумага не лучше

Когда бизнес и экосообщество только задумались о вреде пластиковых материалов, в массовое производство стали внедрять бумажные пакеты. Однако почему–то никто не учитывал, насколько производство бумаги вредно для экологии. Хотя на Западе такая упаковка до сих пор является одной из самых популярных.
"Альтернативными вариантами упаковки считаются принятые на Западе бумажные пакеты, однако для российского потребителя они менее удобны: не такие прочные и больше подходят, чтобы укладывать их в багажник автомобиля, а не нести домой в руках", — комментирует Анастасия Куценко.
Григорий Кунис рассказал "ДП", что в компании сначала тестировали функцию выбора пакета — пользователи могли получить заказ в полиэтиленовом или крафтовом пакете. Но, по его словам, опция не прижилась: клиенты ею почти не пользовались.
Разумеется, крупные компании озабочены не только вопросами экологии, о своей выгоде они тоже не забывают. Брендированная упаковка — это часто дополнительный дешёвый инструмент пиара.
Анастасия Куценко подчёркивает, что когда покупатель идёт из магазина с фирменным пакетом сети, то по дороге, не думая об этом, рекламирует её.
"Этот пакет могут увидеть десятки и сотни потенциальных покупателей, причём стоимость такой рекламы для ретейлера составляет копейки — 3 или 5 рублей за пакет в розницу, а в закупочных ценах ещё меньше", — говорит эксперт.