Исторический дом на Крестовском могут признать утратившим ценность перед продажей

Автор фото: Сергей Коньков
Дом штабс–капитана Бенкендорфа на Крестовском пр., 6–8, пытаются вывести из–под охраны как утративший ценность после реконструкции 1990–х. Так здание может проходить предпродажную подготовку. Участок с этой постройкой оформлен на ООО "Крестовский", которое на 99,9% контролируется кипрским "Мивелиа лимитед". Бенефициар неизвестен, но вскоре он может смениться.
Особняк выставлен на продажу за 199 млн рублей. При этом в КГИОП подана выполненная по заказу "Крестовского" историко–культурная экспертиза. В ней отмечается, что к 2000 году по проекту ООО "Архитектурное бюро “Литейная часть–91”" здание было надстроено мансардой, а также дополнено железобетонными перекрытиями и стенами из газобетонных блоков. После завершения работ, в 2001 году, постройку взяли под охрану как выявленный памятник, сочтя её "образцом петербургского загородного дома с несколькими квартирами в стиле эклектики с элементами модерна 1910–х годов". Но автор экспертизы Тамара Егорова полагает, что в результате реконструкции "оказались утрачены многие авторские проектные решения". Теперь дом рекомендуется снять с охраны, тем более что зодчий Эрих Густавсон "является одним из десятков петербургских архитекторов, проектировавших в основном утилитарные здания", и это не самое яркое его произведение.
"Густавсон — крупный архитектор. Конечно, это не Лидваль и не Фомин, не из первого ряда. Но из уверенного второго ряда архитекторов Серебряного века", — прокомментировал "ДП" историк архитектуры Борис Кириков. Он отметил, что дом "вполне приличный" и лишать его статуса памятника неправильно.
Снятие с охраны под предлогом проведённой реконструкции — распространённая практика, уверен координатор "Живого города" Дмитрий Литвинов. Правда, чаще это происходит после несогласованных изменений, как, например, на наб. Адмиралтейского канала, 3. Но и случаи, когда реконструкция была предварительно одобрена и согласована КГИОП, также встречаются. Так произошло с дачей Шаповаленко в Сестрорецке, которую разобрали и воссоздали в бетоне.
В случае получения экспертизы о снятии памятника с охраны КГИОП либо самостоятельно её отклоняет, либо выносит на рабочую группу, где она может быть как отклонена, так и утверждена. Если экспертизу утвердят, дом на Крестовском окажется в зоне регулирования застройки, где снос допустим при условии аварийности конструкций (как с домом Басевича на Большой Пушкарской).