Шляпки, звёзды и поэтика СССР

Текущий год оказался крайне непростым почти для всех сфер деятельности. В том числе пострадала и сфера культуры — театры, концертные залы и музеи вынуждены были в первой половине года полностью закрыться, а осенью работать в ограниченном режиме.

Но, несмотря на это, многие постарались сделать всё, чтобы по–прежнему радовать своих зрителей и посетителей — тем более что в такой сложный период именно яркие эмоции помогают людям справляться с депрессией. Среди них и петербургский музей современного искусства Эрарта, который в эти дни продолжает реализовывать свои планы. Как подчёркивают в музее, за то время, пока он не работал, ни одна выставка не отменилась, правда, пришлось внести изменения в выставочный план и сдвинуть проекты.
Так, выставка главного шляпника планеты "Маэстро Филип Трейси" — которая стала подарком петербуржцам по случаю 10–летия музея Эрарта — изначально должна была открыться 2 сентября. Но из–за действующих ограничений у автора возникли проблемы с визой и ему не удалось вовремя приехать в Петербург, чтобы подготовить экспозицию. Командой музея Эрарта было принято решение не отменять выставку, а перенести её на ноябрь. В результате именитый маэстро лично участвовал в подготовке выставки, которая открылась 20 ноября и в эти дни радует всех любителей современного искусства.
И, надо признать, экспозиция производит сильное впечатление. Филип Трейси постоянно экспериментирует с новыми материалами, цветами и формами, используя для своих шляп перья, растения, металлы, кристаллы, мех, текстиль и даже электронные схемы. Неслучайно Леди Гага назвала его "величайшим модельером–шляпником всех времён" и использовала работы Трейси в качестве реквизита в своих эпатажных клипах (кстати, одну из этих шляпок можно увидеть на выставке в Петербурге). Благодаря специально настроенной подсветке зритель в зале Эрарты окунётся в невероятную атмосферу, где движущиеся тени на стенах гармонично дополняют и подчёркивают экспонаты. В итоге создаётся ощущение, что переносишься в некий сказочный мир, в котором свет играет с тьмой, а яркие шляпки от маэстро являются живыми существами с богатым внутренним миром.
Впрочем, и на других этажах музея есть на что посмотреть. Так, до 31 января можно побывать на выставке "Советский Союз. Археология повседневности", увидеть художественный проект, в котором из личных ощущений и воспоминаний авторов складывается собирательный образ размеренной позднесоветской жизни. Выставка посвящена последним, относительно благополучным десятилетиям существования Советского Союза — поэтике повседневности 70 – 80–х годов XX века. Этот проект не про CCCР как государство, не про социализм как строй — он про жизнь и ощущения людей того времени. Подход к теме — не политический, а скорее археологический, мемуарный. Большинство работ, представленных в экспозиции, создавалось уже в наше время: это воспоминания, реконструкции, размышления о прошлом, сложившиеся под влиянием различных факторов.
На взгляд художников повлияли и временная дистанция, и исторические события, и личный опыт. Для молодых авторов — Ивана Коршунова, Вадима Леухина, Ильи Гапонова, Александра Грекова — Советский Союз связан с воспоминаниями из детства. Некоторые из них предприняли впечатляющие попытки реконструкции образов советского времени в монументально–романтическом ключе. Для художников же зрелого и старшего возраста — Константина Сутягина, Александра Косенкова, Аллы Давыдовой, Валерия Лукки, Андрея Семенова, Павла Тырышкина, Натальи Шалиной и других — период застоя стал частью пережитой и отрефлексированной реальности. Их работы, основанные на личном опыте, — это воплощение индивидуального восприятия эпохи её современниками.
Кроме того, до 28 февраля в музее представлены культовые фотопортреты, созданные Данилом Головкиным для Vogue, ELLE, "Собака.ru", Harper's Bazaar, GQ, Tatler, Esquire и других модных изданий. Данил Головкин — один из самых часто публикуемых фотографов российского глянца. Перед его объективом побывали главные российские медийные персоны — от Алены Долецкой, Фёдора Бондарчука и Теодора Курентзиса до Натальи Водяновой, Сергея Полунина и Паулины Андреевой. На его счету также портреты звезд мировой величины: Наоми Кэмпбелл, Эдриана Броуди, Джерарда Батлера, Филиппа Старка, Джорджио Армани, Джона Гальяно, Доменико Дольче и Стефано Габбаны, Энни Лейбовиц, Миллы Йовович. На выставке в Эрарте представлено 60 самых известных работ автора.
А до 10 января следующего года у посетителей есть возможность открыть для себя завораживающие трёхмерные анимации шведского художника Андреаса Ваннештедта, сотрудничавшего с Adidas, IKEA, Google, Coca–Cola и Omega. Погружаясь в пространство, полное умиротворяющих визуальных образов, зритель испытывает труднообъяснимое удовольствие — ощущение, близкое к феномену ASMR.
Информацию о проектах, которые откроются в Эрарте в 2021 и 2022 годах, уже сейчас можно найти на сайте музея. Ежегодно там проходит 40 временных выставок, а это значит, что каждые три месяца экспозиции полностью обновляются. Подружиться с современным искусством посетителям музея помогут аудиогиды, доступные владельцам билетов и абонементов в личном кабинете, и профессиональные экскурсоводы.