В сентябре 2018 года петербургскую IT-компанию "Ланит-Терком" возглавил Игорь Сарычев, бывший генеральный директор девелоперской компании "Терра-Нова" (комплексное освоение намывных территорий на Васильевском острове). О том, как изменилась компания за это время, чем особенна IT-сфера по сравнению с другими и как рынок технологий переживает коронакризис — он рассказал в интервью "ДП".
У вас достаточно большой опыт управления в разных сферах. Как вы пришли в IT?
— Моя управленческая карьера началась в середине 1990-х. Девять лет я возглавлял филиал Pony Express в Петербурге, за это время нам удалось развиться из небольшой курьерской службы, где работало 8 человек, в технологичную компанию со штатом численностью 140 сотрудников в питерском филиале. С 2005-го по 2018-ый работал в крупном девелоперском проекте "Морской фасад" в сфере недвижимости, последние восемь лет – в качестве генерального директора "Терра Новы". В 2018-ом мне предложили возглавить компанию "Ланит-Терком". Акционеры решили пригласить человека из другой сферы. Нужно было свежим взглядом посмотреть на бизнес-модель, внимательно подойти к операционной деятельности и к стратегии развития.
Что вас привлекло в этом предложении, ведь в IT вы ранее не работали?
— Новый опыт всегда интересен. Кроме того, профессор Андрей Николаевич Терехов, который создал эту компанию, — достаточно известная личность, некоторые его называют российским Эйнштейном, потому что он одним из первых занимался разработками программного обеспечения для различных структур ещё в СССР. Мы познакомились, я увидел, как он увлечён своим делом, и сама идеология компании, подход к работе оказались мне очень близки.
Как преобразовалась компания за эти два года?
— Мы структурировали бизнес по нескольким ключевым направлениям. Выделили отдельно проекты развивающие технологии обработки видеоизображений и сосредоточились на разработке ПО и информационных систем, основанных на "сильной" математике.
Компания стала стабильно расти в финансовом плане, стало больше длинных контрактов. Если вы хотите развивать компанию, и у вас мало долгосрочных проектов, вам будет сложно выстроить стабильный бизнес. Специалисты дорогие, и если вы не обеспечиваете им загрузку, то у вас рентабельность падает, и не остаётся денег на развитие. На сегодня у нас уже сформирован пакет заказов до 2022 года. Это даёт возможность инвестировать в исследования, которые в будущем позволят осуществлять разработки в новых направлениях.
Кроме того, мы расширили штат, улучшили условия труда для сотрудников. Открылись новые офисы, один из которых расположен рядом с Таврическим садом.
У вас есть среди клиентов и российские, и зарубежные компании. Какова структура клиентской базы и как она меняется?
— Когда я пришёл в 2018 году, 60% выручки приходилось на зарубежные компании, 40% — на российские. Сейчас 60% выручки приходится на Россию, 40% — на иностранные компании. Важно, что это произошло не за счёт сокращения иностранных заказов, а за счёт роста внутренних. Мы определились, какие направления в России для нас наиболее интересны и стали более предметно в них вкладываться, более внимательно работать с клиентом.
Как на вашей работе сказалась эпидемия коронавируса? Оперативно ушли на "удалёнку"?
— Мы пережили это достаточно спокойно, потому что мы — IT-компания, у нас и так часть сотрудников работала дистанционно. Ещё до введения режима ограничений мы перевели всех на работу из дома. У нас единственный сотрудник, который был в офисе, — это я. Мне просто так удобнее было решать организационные вопросы. Ну, и цветы в офисе поливал.
Вся эта ситуация с коронавирусом показала, что часть сотрудников может эффективно работать из дома, часть предпочитает работать в офисе, а некоторым достаточно присутствовать в офисе 2–3 дня в неделю. Мы сейчас докупаем все необходимое профилактическое оборудование, чтобы люди могли вернуться в офис. Часть рабочего пространства будет реорганизована, чтобы некоторые сотрудники могли работать по принципу коворкинга.
С точки зрения финансовых показателей компании, посмотрим, какими будут итоги по году. Но первое полугодие показало, что ситуация как минимум не ухудшилась. Мы выиграли конкурс по сопровождению информационных систем ВЦКП, подписали несколько контрактов с ПАО "Газпром нефть" и наращиваем команду, работающую по развитию проекта ЕМИАС.
Как изменились запросы клиентов из-за ситуации с COVID-19?
— Конечно, пандемия и меры борьбы с ней сильно ускорили развитие рынка удалённых сервисов. Помимо инструментов организации рабочих процессов, самое заметное здесь направление — дистанционное обучение. Уже сейчас очевидно, что это тренд долгосрочный. Нам повезло, потому что достаточно большой период времени "Ланит-Терком" работает в качестве разработчика ПО с датской компанией Area9, международным лидером рынка адаптивного обучения. Ещё до пандемии мы думали о том, почему бы нам не стать партнерами и не продвигать платформу Rhapsode Area9 в России. Мы подписали партнёрский контракт, и в 2020 году поняли, насколько это актуально.
Другое направление, которое вирус подтолкнул, — здравоохранение. По медицине мы достаточно плотно работаем и работали и раньше с правительством Москвы. Участвуем в разработке и поддержке одного из масштабных IT-проектов последних лет — информационно-аналитической системы ЕМИАС (Единая медицинская информационно-аналитическая система). Конечно же, события, связанные с COVID-19 стали поводом для внесения определённых изменений в информационную систему. Наши специалисты принимают участие в новых разработках.
Как вы оцениваете текущее положение дел на рынке IT в целом?
— Сложившаяся ситуация сильно встряхнула рынок — многие IT-компании в этот кризис пострадали, некоторые даже уходят с рынка. Всё зависит от портфеля клиентов, а также от направления деятельности компании и диверсификации бизнеса. Например, мы являемся сервисной компанией и занимаемся только интеллектуальным трудом. Это стало нашим преимуществом в кризисный период.
Как обстоят дела с поддержкой отрасли со стороны государства?
— У части IT-отрасли, занимающейся разработкой ПО, в этом отношении все достаточно хорошо. Когда я перешёл в эту сферу, я был поражён тем, как участникам рынка удаётся работать вместе на общее благо несмотря на то, что все компании конкурируют между собой. Например, ассоциации IT-компаний НП "РУССОФТ" фомирует предложения и напрямую ведёт диалог с властями, добивается выгодных условий для специалистов, работающих в этом секторе экономики. В этом отношении надо отдать должное и правительству, и создателям, и участникам ассоциаций, что им удалось выстроить эффективную коммуникацию.
Предложения в законопроекты учитывают мнения представителей отрасли, и потом, когда новые правила вступают в силу, бизнес уже знает, к чему готовиться, что там может быть и как это будет работать. Сферу надо поддерживать, и, если каждый не будет вкладываться, рынок истощится. Все понимают, что, если раньше империи строились на земле и ресурсах, сейчас империи строятся на технологиях.
Многие компании вкладывают серьёзные средства в обучение студентов и их дальнейшее привлечение. Вы работаете в этом направлении?
— Компания "Ланит-Терком" создавалась профессором СПбГУ и изначально ориентировалась на адаптацию студентов для работы в IT компаниях. Достаточно много наших сотрудников преподают в университете, на "матмехе" (математико-механический факультет). Несмотря на различные сложности, мы направляем значительные средства в работу с молодёжью, организуем работу "Летней школы" на каникулах и "Студенческих проектов" в период учёбы. Мы отбираем студентов, они занимаются проектами под руководством наших специалистов, учатся работать в команде, изучают новые технологии. Часть студентов после обучения мы приглашаем на работу, часть идут к нашим коллегам. Поскольку по такому принципу работают многие компании, это позволяет насыщать рынок более подготовленными кадрами.
Студентам такое сотрудничество позволяет получать опыт работы и взаимодействия в компании. Это достаточно сложный процесс, и его надо когда-то начинать. Нам это даёт новых сотрудников, причём уже готовых к работе в компании, а также позволяет развиваться уже работающим у нас специалистам. Они ведут курсы для студентов, получают опыт, и потом уже могут идти на позиции руководителей проектов.
Что нужно, чтобы у нас появилась своя кремниевая долина?
— Я не думаю, что мы должны копировать западный опыт, всё-таки между Россией и США большая разница в плане условий для ведения бизнеса. Тем более, Кремниевая долина как явление сформировалась много лет назад, а сейчас на международной арене уже другие условия. Важно сформировать благоприятную для предпринимательства и технологического бизнеса среду более глобально — внутри страны. Исторически опорными центрами развития экономики считаются вузы, и тут надо действовать точечно. Ещё когда я работал в "Морском Фасаде", в городе обсуждалась идея создания нового университетского кампуса с целью сконцентрировать факультеты СПбГУ в одном месте. И я уверен, что очень много перспективных проектов рождается именно на стыке различных областей знаний. А университетская среда — очень хорошая почва для этого. Люди с разных факультетов и кафедр должны иметь возможность взаимодействовать и в рамках учебы, и вне её. Но проект, к сожалению, не был реализован. Я знаю, что активно развивается проект "Хайпарк" от университета ИТМО, будем надеяться, у коллег получится создать новую уникальную среду.
Какие цели сейчас ставите перед собой в развитии компании?
— Мы сейчас корректируем стратегию развития на ближайшие 3–4 года. В цифрах всё будет понятно к концу октября, но, очевидно, что планируем расти на 5–7% выше рынка. Пандемия и прочие политические и экономические деформации в мире держат нас в тонусе и заставляют искать новые возможности для бизнеса. "Ланит-Терком" всегда предпочитал работать с нестандартными задачами, у нас для этого есть все ресурсы и наработки. Так что будем продолжать развивать отношения с существующими заказчиками и осваивать новые направления в тех областях, в которых у нас уже накоплен технологический и экспертный опыт.