Жизнестойкий север

Nordic, Пулковское шоссе, 107

В ноябре хронически не хватает оптимистичных мыслей и добрых новостей. Но вот вам и мысль, и новость действительно приятные: несмотря на все пертурбации 2020–го, в Петербурге по–прежнему есть смёрребрёды, норвежский портер и датский джин, причём всё это, как и раньше, сосредоточено в одном месте.
Nordic — один из самых нордических ресторанов Петербурга, расположенный на крайнем юге города — на углу Пулковского и Волхонского шоссе, благополучно пережил кризис минувшей весны и лета. Как будто и не было этих месяцев, когда официанты и администраторы были вынуждены переквалифицироваться в курьеров, помогая заведению выжить. В самом деле, когда входишь в зал ресторана, ощущение такое, что всё по–прежнему: тот же зал в скандинавском стиле, и даже персонал тот же — ресторану удалось сохранить большинство сотрудников. Но есть и кое–что такое, чего не было раньше.
В ресторане определённо осень: на столах сухие кленовые листья, а в дополнительном сезонном меню — дегустационный сет от здешнего шефа Алексея Алексеева. В ситуации, когда городские кафе и рестораны стремительно движутся по пути упрощения формата и сокращения меню, это гастрономическое явление обязательно стоит подчеркнуть. Причём не только отметив его, но и попробовав. Потому что авторский сет от шеф–повара — это всегда интересно: необычные варианты подачи, непривычные сочетания вкусов, разнообразные сюрпризы и "пасхалки", придуманные специально, чтобы удивить гостя. Ну и ощущение, что ты не простой, а особый гость заведения, тоже радует. 13 перемен (4900) — это не шутка!

Запиваем перемены

А к ним — сопровождение: для тех, кто не за рулём, — европейские, скандинавские и российские вина, причём, можно поспорить, далеко не все из них широко известные (3900), а для остальных — действительно интересные коктейли из соков (1900). Два с половиной часа гастрономических радостей. В общем, как говорится, не рефлексируем, пробуем. Да, кстати, гербарий на столе выложен не просто так: сет называется Löv. В переводе со шведского — "листья".
Интересное начинается с первой перемены — тарталетки с муссом из дальневосточного гребешка, маринованными водорослями, тапиокой, чипсами из лука–порея и сублимированной вишней под бокал шампанского Paul Bara, Brut Reserve Grand Cru. Ну, гребешок и шампанское — сочетание практически идеальное. А дальше фантазия шефа скучать точно не даст. Начиная с супа, где воедино сошлись икра морского ежа, соте из вонголе, крем из печёных овощей, тёртый орех макадамия и бульон из синекорого палтуса, или с вырезки косули с корнеплодами, к которой подают чай из лесных ягод и белых грибов, и заканчивая десертом из морошки и черноплодки с цветами бегонии — к нему полагается глоток уникального латвийского ликёрного ягодного вина Abavas Aronia Velvet.

Чай с боровиками

Что–то из этого однозначно порадует, что–то точно станет открытием — как грибной чай — наверное, самый странный напиток, который только можно себе представить. Ну и, разумеется, последняя, 13–я, перемена никого равнодушным не оставит точно. Это — фирменное хулиганство шеф–повара: обжаренная до грильяжного хруста кожа муксуна, залитая шоколадом и присыпанная сухими ягодами. То, что это — так–таки рыба, понимаешь не с первого и даже не со второго укуса. Хрестоматийное сало в шоколаде по сравнению с этим десертом выглядит простенько и предсказуемо.
Отдельно, пожалуй, стоит сказать о сервировке. Здесь это в принципе один из системообразующих и концептуальных моментов, но к оформлению перемен сета подход и вовсе настолько же новаторский, как к их приготовлению. Фоном для подачи блюд служат мох и осенние ягоды, цветы и даже лист латимерии. И всякий раз этот самый фон оказывается неожиданным. Согласитесь, тарелка с десертом, покоящаяся на венке из обсыпных веток облепихи, выглядит совершенно иначе, чем если бы она просто стояла на столе. Тут и сочетание цветов правильное, осеннее, и аромат совершенно другой. В общем, ярким впечатление оказывается для всех органов чувств.
Так что, пока осень не закончилась, — а осталась от неё жалкая треть! — доехать до "Нордика" и попробовать гастрономическую симфонию Алексея Алексеева определённо стоит. Будет что вспоминать долгими зимними вечерами.