Тупик Измайловской перспективы: за участок на задворках просят полмиллиарда

Автор фото: Тихонов Михаил
Измайловская перспектива. Строительство жилого квартала в "сером поясе" Петербурга в створе бывшего Варшавского вокзала.

"Внучка" Российской академии наук продолжает избавляться от своих активов в Петербурге. На продажу выставлен участок, который должен был стать частью Измайловской перспективы, но землевладельцы пока так и не дождались перевода своей земли в территорию жилой застройки.

ООО "Академстрой-Сервис" выставило на продажу принадлежащий ему земельный участок площадью 24,2 тыс. м2 на Старообрядческой ул., 24, вместе с проектом застройки. Проект предполагает строительство 47 тыс. м2 жилой и 3 тыс. м2 коммерческой недвижимости. Участок расположен в промзоне. Продавец хочет получить за него 580 млн рублей.
"Академстрой-Сервис" на 100% принадлежит АО "Центракадемстрой" (ЦАС). Эта организация была создана в 1937 году для строительства объектов Академии наук. Но сейчас в собственности РАН осталось лишь 16,99% акций. Компания специализируется на сдачу в аренду недвижимости.
В 2018 году ООО "Академстрой-Сервис" уже рассталось с привлекательным активом. Компания отдала за долги банку "Александровский" здание на Миллионной ул., 27Б, стоимостью около 100 млн рублей.
В 2019 году к ООО "Академстрой-Сервис" был подан иск о банкротстве от налоговой. Сумма претензий составила 57,8 млн рублей. Рассмотрение иска с тех пор всё время откладывается. В мае 2020 года уже сам "Академстрой-Сервис" решил обанкротить ООО "СУ "Академстрой", задолжавшее ему 180,9 млн рублей. ООО "Академстрой-Сервис" возглавляет Владимир Стариков, который ранее был учредителем ООО "Броневая" вместе с Юрием Александровым. Последнему принадлежит доля в ООО "СУ "Академстрой".
Дозвониться до ООО "Академстрой-Сервис" не удалось, в АО "Центракадемстрой" не ответили на запрос dp.ru.
Территория, которую хочет продать "Академстрой-Сервис", является частью так называемой Измайловской перспективы. Об освоении этой крупной промзоны начали говорить ещё в конце 1990-х. Для реализации проекта было создано ОАО "Измайловская перспектива", которое на 70% принадлежало банку "Менатеп", на 20% — Петербургу и на 10% — "Лентрансгазу".
В 2007 году городские власти утвердили проект планировки территории, который предусматривал строительство 5,3 млн м2 жилой и коммерческой недвижимости. В этом документе участок, о котором идёт речь, был зарезервирован под трансформаторную подстанцию.
В 2014 году ОАО "Измайловская перспектива" было ликвидировано, и девелоперы приступили к освоению территории самостоятельно. В первую очередь они выкупили наиболее привлекательные участки, прилегающие к Обводному каналу и Московскому проспекту. Но крупнейший землевладелец в Измайловской перспективе "Эталон" постепенно продвигается своими стройплощадками вглубь промзоны.
Оживление наблюдается и к северу от Старообрядческой улицы. ООО "Фреска" согласовало проект планировки территории, предусматривающий строительство там двух бизнес-центров общей площадью 7,8 тыс. м2.
К югу от Старообрядческой, рядом с участком ООО "Академстрой-Сервис", в 2014 году девелоперский проект заявило ООО "Эквипмент Трейд". Компания ожидала перевода территории из земель промышленного назначения в земли жилого или делового назначения. Однако до нынешнего момента так и не дождалась. То же самое касается и участка ООО "Академстрой-Сервис".
Генплан предусматривает жилую застройку данной территории в перспективе. Впрочем, ждать осталось недолго. До конца нынешнего года должен быть принят новый генплан, после чего городские власти займутся внесением соответствующих ему изменений в Правила землепользования и застройки. И если текущие планы не будут пересмотрены, то территория к югу от Старообрядческой улицы должна получить жилое назначение.
Пока же цена, которую просит "Академстрой-Сервис", завышена, считает директор департамента финансовых рынков и инвестиций Colliers International Анна Сигалова. "Пока это производственная зона в сером поясе Петербурга, — говорит она. — Интерес к участку возможен после перевода зоны в жилую. Пока район достаточно депрессивный, промышленный, с близостью к железной дороге. Жилое строительство возможно только при комплексном освоении всего квартала".