По мотивам заявления Максима Орешкина о превращении России в пятую экономику мира
Когда в 1934 году статистик Саймон Кузнец придумывал для администрации США простой и наглядный показатель измерения масштабов экономики, названный им "валовой внутренний продукт", он и представить не мог, что такой экономический индикатор, как "ВВП по паритету покупательной способности", появился на самом деле семью годами раньше.
Помните ведь — в "Двенадцати стульях" Ильфа и Петрова есть московская домохозяйка Эллочка Щукина, решившая потягаться в гламурности с дочерью американского миллионера Вандербильда. У Эллочки в распоряжении было 200 рублей зарплаты её мужа, но это не мешало ей догонять и перегонять миллионершу. Мисс Вандербильд позировала в горностаевом боа — мадам Щукина приобретала "собачью шкуру, изображавшую выхухоль". Миллионерша демонстрировала обстановку замка во Флориде — Эллочка покупала на аукционе два мягких стула (причем, с поправкой на уровень дохода, такая покупка обходилась московской красотке очень дорого — после обновления гарнитура у Эллочки "на десять дней оставалось четыре рубля").
А что, могли бы сказать экономисты, теория подсчета "ВВП по ППС" так и работает. Если в разных странах товары, предназначенные для решения одной и той же задачи, стоят по–разному, можно предположить, что если Эллочка Щукина не умрёт от голода в Москве, питаясь на 40 копеек в день, так же как не умрёт от голода и мисс Вандербильд во Флориде, то обе дамы живут примерно одинаково.
Считая ВВП "по паритетам", а не по "деньгам", окажется, что Китай давно обогнал Америку, Индия обошла Японию, Турция — Южную Корею, Бангладеш — Финляндию, а Нигерия — Норвегию. Самых же больших успехов в рейтинге "ВВП по ППС" достигла Россия — как сообщил на днях экс–министр экономики (и действующий советник главы государства) Максим Орешкин, "если вы откроете последний прогноз МВФ на этот год, то увидите, что в этом году Россия будет пятой экономикой мира".
Последовав высокому совету и открыв последний выпуск бюллетеня МВФ "Перспективы развития мировой экономики" (он издаётся и на русском языке), мы ничего не найдём про то, что Россия потеснит Германию с пятой ступеньки рейтинга ВВП по ППС. Международный валютный фонд считает всё в деньгах, а не в паритетах и оценивает ВВП Германии в $3,8 трлн, а ВВП России — в $1,6 трлн. Действительно, по прогнозу МВФ, в 2020 году экономика Германии потеряет 7,8% ВВП, а в следующем году отыграет 5,4% ВВП. Для России, согласно тому же прогнозу, падение ВВП должно составить 6,6%, а восстановительный рост в 2021 году может быть 4,1%. По итогам 2 лет ФРГ потеряет 2,4% ВВП, а Россия — 2,5%. Чтобы считать, как 2,5% от 1,6 трлн может быть больше, чем 2,4% от 3,8 трлн, нужна какая–то другая математика. Ну или "паритет покупательной способности".
Надежнее всё–таки начальству гордиться другими достижениями российской экономики. Например, темпами роста количества долларовых миллиардеров — за 20 лет от нуля до сотни. Эти 100 человек контролируют до 10% всего богатства страны. А вместе с долларовыми миллионерами — почти треть всего богатства. Впрочем, число обладателей миллиардных состояний можно смело умножать на два — за плечом каждого олигарха стоит какой–нибудь начальник, гарантирующий сохранение активов. И развитие этого богатства стабильно, кризис не кризис — ЦБ РФ аккуратно фиксирует ежегодный отток из страны $25–45 млрд.
Впрочем, по ВВП, рассчитанному без "паритетов", российская экономика находится на солидном 11–м месте, между Канадой и Южной Кореей. Правда, о реальном благосостоянии граждан лучше говорит подушевой ВВП, выраженный в долларах. Этот показатель ставит РФ на 61–е место ($11 тыс.), выше, чем Малайзия и даже Китай, но ниже острова Маврикий. У ФРГ подушевой ВВП $47 тысяч (16–е место).
И даже если пересчитать и подушевой ВВП РФ по любимому начальством ППС и он вырастет до $30 тыс., это всё равно не поможет обогнать Германию — только острова Антигуа и Барбуда.