Под плоской крышей

На фоне распространения эпидемии коронавируса вырос спрос на строительство частных загородных домов. Предложение тоже подтянулось.

В большинстве случаев компании по строительству частных домов создают люди, уже строившие дома для себя или знакомых. Так поступил, например, Георгий Кожуховский, владелец фирмы MF HOUSE, специализирующейся на создании домов из CLT–панелей и клееного бруса. "Первый дом я построил 2 года назад. Тогда работал со знакомым в компании, специализирующейся на стройке. Затем уволился из нее — ушел, так сказать, в творческий поиск", — рассказал предприниматель.
Георгий предложил знакомому создать совместную фирму. Компаньоны вложили в сумме 1,5 млн рублей. Первым заказом было строительство дома под ключ площадью 260 м2. Затем был еще один — на создание усадебного комплекса с баней и гаражом за 36 млн рублей. Таким образом, уже в первый год существования компания вышла на оборот 72 млн рублей. За 2019 год было построено шесть домов.
Позже дороги партнеров по бизнесу разошлись, MF HOUSE осталась под контролем Кожуховского. "Я решил перепрофилироваться. Хоть мы и являемся дилерами белорусского завода по производству клееного бруса, мне захотелось строить более современные дома", — сообщил он.
Одна из старейших на этом рынке компания "Свой дом" занимается возведением частных домов 17 лет. В прошлом году она выполнила около 60 заказов, выйдя на оборот 100 млн рублей. Самым дорогостоящим стал заказ на 15 млн рублей. Средний же чек варьируется в пределах 3–4 млн рублей, но можно построить и небольшой домик за 500 тыс. Исполнительный директор "Своего дома" Алексей Шабаршин заметил, что раз в 3 года на рынке наблюдается спад, за ним следует значительный рост. Сейчас как раз стадия роста.

Модульные технологии

Василий Кузьмин строит частное жилье уже более 13 лет, он экспериментировал с различными технологиями строительства, но остановился на каркасно–модульной. В свое время в дело было вложено порядка 10 млн рублей, совсем недавно — еще 40 млн рублей, на новое производство. Оборот его компании Country House за прошлый год составил 40 млн рублей.
Дома фирма собирает на производстве, затем грузит их на тралы и привозит на место монтажа. В среднем на один заказ уходит от 1 до 3 месяцев. Самый популярный вариант — трехмодульный дом стоимостью около 2,5 млн рублей.
Средний чек у компании HoltsovHouse с похожим предложением на 1 млн рублей больше. Существует фирма с 2017–го, в прошлом году ее оборот составил 80 млн рублей. "Модульное домостроение — новое направление, конкуренция здесь невысока. Мы стараемся сотрудничать с другими фирмами, иногда перекидываем заказы. Сейчас наш график расписан на полгода вперед, готовимся к расширению", — рассказывает Артемий Хольцов, руководитель и архитектор компании.
Ecomodul также использует модульную технологию. Оборот за 2019 год — 150 млн рублей, на рынке существует третий год. В развитие компании было вложено примерно 5 млн рублей.

В тренде

По словам владельца Ecomodul Антона Щербины, за последние 10 лет подросло новое поколение покупателей, которые свободно ездят по Европе, и их требования к загородному жилью сильно изменились.
С ним согласны руководители компании Hub House Сергей Алексеев и Сергей Барадков. "Дома классической постройки, которые мы привыкли видеть, людям уже надоели. Они хотят чего–то нового. Молодое поколение формирует тренды, пришедшие из стран Скандинавии и Прибалтики", — рассказывает Барадков. Предпочтения клиентов показывают, что в моде простые геометрические линии и плоская кровля. Hub House предлагает клиентам дома в стиле barnhouse. Средняя цена такого проекта варьируется около 3,8 млн рублей. За прошлый год оборот компании составил 90 млн рублей.

На Москву

Эксперты отмечают принципиальное отличие петербургского рынка от рынков других регионов. "Мы сильно отличаемся, например, от Москвы. Там много компаний, которые напрочь испортили отношение клиента к слову “строитель”, а клиенты продолжают мериться размерами домов. Но предпочтения постепенно меняются и там", — рассказывает Ринат Искаков. Сейчас его компания Fjodom как раз выходит на московский рынок.
MF HOUSE тоже поглядывает в направлении Москвы, компания уже реализует в столичном регионе восемь проектов. Георгий Кожуховский говорит, что запросы поступают и из других регионов России. Кроме того, бригады компании выезжают на сборку домов в Австрию, Финляндию и Швецию.
Country House давно работает "на Москву". "Это тот регион, где готовы платить за приезд специалистов, но логистика там не самая дешевая. Очень много заявок приходит из Краснодарского края, Крыма, Сочи, но доставка в эти регионы готового дома обходится в космическую сумму, что отпугивает заказчиков", — отмечает Василий Кузьмин.

Из лесу, вестимо

В основном петербургские строительные компании возят лес из северных регионов (Архангельской, Кировской и Вологодской областей). Из Сибири везут лиственницу. Впрочем, Артемий Хольцов отмечает, что в России с лесом все не очень хорошо. "Приходится периодически менять поставщиков. На экспорт идет хороший лес, для своих остается барахло", — говорит он.
Сергей Барадков импортирует силовой каркас из Эстонии. Никто в России такую продукцию не делает.
По словам экспертов, за прошлый год стоимость пиломатериалов выросла на 27%. Но пока строительные компании стараются держать свои цены. "С 2014 года уровень жизни не растет, поэтому ценник в нашем сегменте рынка даже несколько упал. Хотя с 2008–го средний чек увеличивался постоянно", — говорит Антон Щербина.

Строим сами

Нередко небольшие строительные компании разрабатывают и свои девелоперские проекты. В частности, этим занимается фирма Fjodom. "Мы покупаем надел и на нем ведем типовое строительство. Это помогает не стоять в межсезонье. Если заказчика нет, мы продолжаем строить и потом продаем уже готовые дома", — рассказывает Ринат Искаков.
Средняя стоимость такого дома достигает 12 млн рублей. В цену входят газон, парковка, отделка, подключение к коммуникациям. Если говорить о проектах бизнес–класса, то их цена может достигать 25–30 млн рублей. Проект стоимостью свыше 50 млн рублей разрабатывается индивидуально под заказчика.
"Мы пустые “коробки” без инженерии не сдаем. Пришли к этому, потому что сам клиент боится заниматься этим делом. Поэтому в наши дома можно въехать уже через пару месяцев после покупки", — говорит Искаков.

Рост в кризис

Этой весной готовые дома раскупили за 2 недели. Сейчас на очереди во Fjodom еще 22 строения. "Рынок вырос в 2 раза. Я так думаю, что в этом году мы сможем выйти на оборот 800 млн рублей", — заявляет Искаков.
Собеседники "ДП" единодушны, что в условиях пандемии горожане оценили преимущества загородного жилья. Причем приобретается не только дорогое жилье. У Ecomodul, например, 15% от общего числа заказов — это недорогие дома, под строительство которых привлекались кредиты.
Интересно распределяются предпочтения покупателей по локациям. Приехавшие из других регионов предпочитают юг Ленинградской области (Волосовский и Лужский районы), а москвичи и петербуржцы стремятся на север (Приозерский, Выборгский и Всеволожский районы).