Обращение к аудитории: творческие проекты в пандемию выросли на краудфандинге

Автор фото: vostock-photo

Возросший спрос на контент позволил небольшим творческим проектам увеличить заработок через краудфандинг.

На фоне увеличения востребованности онлайн–услуг попытать счастья в интернете решили представители творческих профессий — музыканты, иллюстраторы и писатели. Расчет был таков: поскольку мероприятия в офлайне оказались под запретом, находящиеся в самоизоляции зрители будут искать развлечения в Сети. Ставка сработала — на росте спроса смогли заработать как крупные контент–платформы, так и небольшие творческие и просветительские проекты.
По словам CEO сервиса онлайн–поздравлений Congr Александра Старжинского, для роста рынка контента были объективные причины: со стороны создателей это падение выручки за счет приостановки привычных способов заработка, со стороны клиентов — благодаря увеличению времени, проводимому онлайн. "Эти тренды наглядно прослеживаются на росте капитализации стриминговых сервисов, таких как Netflix, которые достигли исторических максимумов за последние полгода", — добавил Старжинский.
Одна из крупных платформ для размещения контента — американская Patreon. Российские пользователи уже давно научились зарабатывать с ее помощью, однако пандемия дала им возможность удвоить, а то и утроить доходы. Начинающие же получили стимул для хорошего старта.
В 2020 году появились новые сервисы, например DonationAlerts, который принадлежит Mail.ru Group, в мае начал тестировать платформу Boosty.to. Как рассказал "ДП" руководитель проекта Рустам Султанов, на ней уже зарегистрировались более 90 тыс. авторов и 900 тыс. пользователей.
По его словам, дополнительный рост платформа получила из–за массовой самоизоляции, а также благодаря интеграции с "ВКонтакте". Многие пользователи Patreon перешли на Boosty.to в том числе и потому, что зарубежный сервис с 1 июля начал взимать с подписчиков 20% НДС. Рустам Султанов говорит, что у российской платформы есть и другие преимущества — местная локализация, множество методов вывода денег, которые подходят авторам из СНГ, а также система ежедневных выплат.

Умножить и перемножить

Congr провел анализ рынка, который показал, что авторы стали активно рассматривать различные способы наладить более тесную связь с аудиторией и найти источники дохода, которые бы работали по правилу win — win (автор — клиент). Как отмечает Рустам Султанов, сейчас обозначились три самые популярные у пользователей категории контента — видео, текстовые и фотоблоги. От них немного отстают косплееры, художники и музыканты с подкастерами.
Солистка группы Alai Oli Ольга Маркес рассказала в соцсетях, что сначала Patreon принес коллективу $1000, потом, когда начался карантин и концерты прекратились, ежемесячное поступление с платформы выросло до $3000. В последний месяц музыканты разделили между собой $3500. Маркес также пишет, что в сложные для индустрии месяцы деньги с Patreon стали основным источником дохода.
Иллюстратор Анна Головкова, известная как Annie Idiotstile, рассказала "ДП", что на Patreon она зарегистрировалась еще в начале 2019 года. У аккаунта с каждым месяцем растет количество подписок, как говорит Головкова, все благодаря новым проектам, а также продуманной системе бонусов и уровней.
"Недавно у меня вышла книга о маркерах, которую я могла напечатать в издательстве. Но я отказалась от всех предложений и выбрала онлайн–формат. Показываю книгу по главам на Patreon, а осенью планирую ее печать. Так же было и с комиксами: я начинала их в рамках постов, а после они превращались в книги", — говорит она.
Головкова также рассказала, что Patreon позволяет заниматься только личными проектами, без заказов. "Но эта платформа работает не сама по себе, а в связке с аккаунтами в соцсетях. Если нет других площадок, никто не придет смотреть на твои посты и видео за $5. Я публикую всю кухню, весь процесс работы над книгами с нуля. Эта информация помогает, люди готовы за нее платить", — комментирует она.
Главный редактор портала "Трушеринг" Полина Волкова говорит, что Patreon действительно стал удобным способом получать финансирование непосредственно от читателей. "Медиа трудно зарабатывать: автоматизированная реклама приносит не много денег. Мечта любого информационного ресурса — ситуация, когда непосредственный потребитель платит за итоговый продукт", — отмечает она.
Проект "Трушеринг" пока не планирует развивать бизнес в Patreon как отдельное направление. Как рассказывает Полина Волкова, это требует дополнительных ресурсов, а у издания их сейчас не хватает: "Patreon не является для нас единственным источником дохода, к сожалению. Если бы была такая возможность — мы были бы только рады".

Нас не догонят

По словам Александра Старжинского, перспективы развития рынка "творческого краудфандинга" в России пока не столь очевидны (в США за 4 года работы платформа выплатила более $4 млн авторам), но интерес к нише растет — с учетом запуска Boosty.to и общего перехода из офлайна в онлайн, а также более тесной связи авторов со своими поклонниками.
"Сейчас для популярных исполнителей с большой аудиторией это может стать хорошим дополнением к основному доходу, а для авторов, делающих оригинальный контент, — главным инструментом, позволяющим творить. За 4 года работы сервисов по подписке сложилось впечатление, что платформам удалось найти тонкую границу между коммерцией и творчеством", — рассказывает он.
Спрос на платформы типа Patreon или Boosty.to будет расти, так как растет и поколение, привыкшее благодарить представителей творческих профессий за их труд.Людей постарше сложнее приучить к регулярным донатам, не все знают, как безопасно отблагодарить художника или музыканта, а некоторые не видят смысла в такой форме благодарности. Во время самоизоляции у людей появилось больше свободного времени. В выигрыше оказались представители творческих профессий, которые смогли монетизировать разовые произведения и убедили поклонников оформить подписку (пускай и с небольшой, но стабильной оплатой).
Марк Шерман
управляющий партнер коммуникационного агентства B&C Agency
Перспективы у российских просветительских и творческих проектов в онлайне есть. В условиях кризиса, когда рекламы становится меньше, а бренды аккуратнее тратят деньги на маркетинг, подписка позволяет нам не думать о рекламе и не искать ее самостоятельно. Но на Patreon важно тратить силы. Наш аккаунт стал хорошо работать после того, как мы запустили несколько специальных подкастов. В месяц у нас выходит примерно четыре–пять выпусков основного подкаста и семь–восемь специальных. Наш заработок — чуть меньше $1,5 тыс. в месяц. Притом мы даем людям контент даже на тех суммах, которые коллеги воспринимают как простую благодарность. Но взвинчивать цены мы не хотим, лучше будет больше подписчиков с небольшими платежами.
Павел Пивоваров
ведущий подкаста "Не занесли"