"Сталин за такое в лагеря отправлял": в Ленобласти разгорелся спор из-за карьеров

Автор фото: Сергей Вдовин

Власти Ленобласти дали владельцам карьеров и перевозчикам новый повод спорить, кто должен отвечать за перегруз.

Для обеспечения сохранности дорог дорожный комитет Ленобласти разработал проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 20 и 21 закона “О недрах”" и направил его в региональный ЗакС. Который теперь должен инициировать обсуждение в Госдуме.
Областные власти предлагают обязать недропользователей (в частности, владельцев карьеров), которые добывают полезные ископаемые, взвешивать грузовики перед выездом со своей территории. За нарушение — досрочно прекращать или приостанавливать лицензию на использование недр, поясняют в дорожном комитете Ленобласти. Сейчас по закону эта функция возложена на грузоотправителей (карьеры), однако санкций за ее неисполнение не предусмотрено. Эксперты отмечают, что грузоотправителем чаще всего выступает фирма–прослойка, связанная с карьером, а не сам недропользователь. По факту никто ответственности не несет, если только перевозчика не поймают с перегрузом на дороге.

Спор хозяйствующих субъектов

Аналогичные поправки находятся в Госдуме еще с 2018 года. Их направляла ассоциация "Грузавтотранс", но до сих пор никаких решений не принято. Президент ассоциации Владимир Матягин уверен, что к этому приложили руку крупные игроки рынка.
"Когда владельцы карьеров узнали, что мы инициировали поправки в законопроект о недрах, они за счет весомого административного ресурса нивелировали нашу работу. Поскольку эту проблему хотят просто заболтать, мы подключили Следственный комитет РФ. За это время вскрылись коррупционные скандалы с участием представителей ГИБДД, и, так как наши факты подтверждаются, СК прислушивается к нашему мнению. В апреле стало известно, что наши предложения по поправкам в закон “О недрах” СК направил в Совфед", — рассказал "ДП" Владимир Матягин.
Спор о том, кто виноват в перегрузе — перевозчик или карьер, идет много лет. Первые хотят, чтобы ответственность была возложена как на лицензедержателей (карьеры), так и на грузополучателей. "Имея деньги, грузополучатели стимулируют карьеры наполнять машины с перегрузом, отправлять товар дешевле. Карьеры, пользуясь тем, что у них есть товар, а перевозчиков очень много, вынуждают возить с перегрузом. Поправки позволят нормализовать ситуацию", — отметил он.
Недропользователи, наоборот, винят в перегрузе самих перевозчиков. "Вся ответственность на перевозчике, а не на недропользователе. Сколько перевозчик говорит, столько ему и грузят. Недропользователь здесь ни при чем. Перевозчику невыгодно везти полмашины, а карьеру все равно", — прокомментировал "ДП" генеральный директор ООО "ПГМ–Строй" Алексей Копанев.

Сталин бы 15 лет дал

К инициативе обязать карьеры ставить весы он относится крайне отрицательно, поскольку проблему это не решит. "Полный бред, негодяйство и вредительство для отрасли. Сталин за такие вещи в лагеря отправлял на 15 лет. Сколько уже совещаний было на эту тему, но никто ничего не решил. Нужно менять законодательную базу. Все используют тонары, которые созданы возить по 30 кубов, а не по 15. Запретите тогда тонары (прицепы повышенной грузоподъемности. — Ред.) к ввозу в Россию, не давайте на них сертификат. Плюс работают все по базе 1977 года, по нормам, которые тогда были приняты, в том числе по нагрузкам на ось. Меняйте их!" — говорит Копанев.
Бизнесмен также отмечает, что необходимо пересмотреть сметы на государственном уровне. Сейчас в них заложена цена материала, если он едет тонаром в 30–кубовом варианте. А если прицеп повезет 15 кубов, то цена возрастет ровно в 2 раза. "3/4 цены материала — это расходы на перевозку. Мы продаем песок по 180–200 рублей, а в городе он уже стоит 500. При чем тут карьеры? Сейчас обяжут весы всех купить, сертифицировать, на лапу дать", — негодует Алексей Копанев.

Впишите в лицензию

Матягин полагает, что на региональном уровне исправить ситуацию можно быстрее, чем на федеральном. Со всеми лицензедержателями заключаются соглашения, в которых прописаны условия работы. Перевозчики предлагают вписать в такие соглашения то же, что и в федеральный закон "О недрах": лицензедержатель обязан обеспечить выпуск транспортных средств на дороги общего пользования с соблюдением законодательства в части весогабаритного контроля. На карьерах должны быть весы по общей массе и осевой нагрузке. Такие правила действуют в Калининградской области, отмечает Матягин, адресуя свое предложение комитету по природным ресурсам, который выдает лицензии.
Председатель комитета по природным ресурсам Ленобласти Павел Немчинов полагает, что вписывать в лицензию требование о необходимости "весов или иных чаяний других ведомств смысла нет, тем более данный документ обосновывается именно законом “О недрах”". "Если бы можно было ситуацию решить более простым способом и он имел бы действенность, такое решение было бы уже принято", — прокомментировал Немчинов "ДП".
В дорожном комитете Ленобласти полагают, что быстрее всего будет действовать самим, пока вопрос решается на законодательном уровне. Поэтому с этого года на региональных трассах вводится круглогодичный весовой контроль.
"Проводить весовой контроль будут районные ДРСУ, которые работают на госконтрактах с “Ленавтодором”. Помогать нам ставить большегрузы на весы будет СЗМУГАДН (подразделение Ространснадзора. — Ред.). Только постоянным контролем мы сможем сохранить покрытие наших дорог, которое сейчас методично уничтожается перегруженными машинами, в том числе объезжающими федеральные трассы, чтобы не платить за “Платон”", — пояснил глава комитета Денис Седов.

Засады не удались

Напомним: ранее рядом с карьерами, владельцы которых строят незаконные съезды, дорожники решили установить знаки ограничения предельной нагрузки на ось в 5 т, а информацию о местах весовых ограничений передать в ГИБДД для организации дежурства экипажей по маршрутам выезда большегрузов из карьеров. Всё было сделано, однако ГИБДД инициативу не проявляет.
При этом на региональных дорогах Ленобласти появятся и автоматизированные весы, "защитный купол" выстроится с севера от Санкт–Петербурга.
Первые три поста в этом году появятся на трассах Санкт–Петербург — Запорожское — Приозерск, Огоньки — Стрельцово — Толоконниково (дублер федеральной трассы А–181 "Скандинавия") и Осиновая Роща — Магистральная. Еще четыре АПВГК предполагается поставить на Токсовском шоссе, Дороге жизни, трассе Зеленогорск — Приморск — Выборг и Голубые озера — Поляны в Выборгском районе.