Рыбопереживания

Сегодня комитет Совета федерации обсудит задержки обновления российского рыбопромыслового флота.

Если не вникать в детали, то механизм инвестиционных квот на вылов биоресурсов выглядит красиво и достойно: рыбаки получают инвестквоты вместе с обязательствами строительства судов на российских верфях. Но если погрузиться, то все сложнее. Например, на Выборгском судостроительном заводе задержка по объективным причинам до года. Неудивительно, что вопрос регулярно обсуждается на высоком уровне.
Исторически рыбопромысловый флот в СССР практически не строился. Было несколько проектов на Украине, малые суда — в Вятке, а все остальное — импорт из ГДР, Финляндии, Польши. То есть у нас не было опыта в этом деле, технологической базы. Но заказы верфям были нужны. Гособоронзаказ потихоньку сокращается.
Сложности возникли еще и потому, что компаний, которые получили инвестквоты, много. И у каждой свое представление о том, как должен выглядеть траулер. То есть серии разнотипные. И пошли задержки. А механизм квот жесткий — прописаны сроки, за которые рыбодобывающие компании должны построить и ввести в эксплуатацию суда. Они вложили немалые деньги: цена одного траулера — порядка 20 млн евро. Так что конфликта между рыбаками и строителями нет, но все переживают. А все потому, что на самом первом этапе никто глубоко не погрузился в вопрос.
К тому же верфи осознали, что строительство рыбопромысловых судов — не синекура. И сейчас раздумывают, брать им новые заказы или нет. А осенью 2019 года прошли аукционы по крабу, также с инвестобязательствами по строительству краболовов на отечественных верфях.