Что не так с развитием Петроградского района?
— Наиболее сложная ситуация — на Петровском острове. Перспектива и экономика у проектов бизнес–класса тут есть. Но настоящей элитки, как и везде, строится все меньше и меньше. Способствует ли такая стройка улучшению городской среды — тоже вопрос. Во–первых, мост Бетанкура, улучшив транспортную доступность Петровского, разделил остров пополам, отрезал новые жилые комплексы от парка и уронил цены в домах, которые появились здесь раньше. Кроме того, престижное жилье на месте промышленной застройки, улучшая пейзаж, не создает полноценной городской среды. На Петровском возводится набор жилых анклавов, закрытых для посторонних. Жители будут выезжать отсюда на автомобилях, пешеходный трафик останется минимальным. Для развития инфраструктуры перспективы неважные. В каком–то смысле это проблема всей Петроградки, просто на Петровском она присутствует в высокой концентрации — там может получиться элитное Мурино.
Здесь экономика города и потребности общества расходятся — мы еще не скоро доживем до спроса на открытые пространства и городское разнообразие. Есть разрыв между платежеспособностью верхней страты потребителей и их ментальностью — они готовы платить за безопасность, которую понимают как наличие огороженной территории, системы видеонаблюдения, двойного и тройного контроля по периметру жилого комплекса. Посмотрите на ЖК "Сканди Клаб" на проспекте Медиков — его строила продвинутая западная компания по проекту шведского бюро, а на практике — закрытый квартал, потому что это требование покупателя.
Есть территории, как на Крестовском, которые могли бы развиваться более продуманно, но на практике их застройка в последние 20 лет велась бессистемно. Там уже все довольно плотно, и не уверен, что можно что–то изменить к лучшему. С другой стороны, несмотря на разговоры о том, что свободной земли там больше нет, участки под застройку удивительным образом появляются.
Есть ли пример территорий, которые вам кажутся более гармоничными?
— Сам я наиболее привлекательным местом Петроградской считаю ту ее часть, которая примыкает к Кантемировскому мосту. Бывшие промышленные территории вдоль проспекта Медиков и Аптекарского проспекта застраиваются жильем бизнес–класса, образуются торговые коридоры, есть выходы к воде, интересные места для прогулок, недалеко расположены Ботанический и Лопухинский сады и нетрудно добраться на автомобиле от центра. Этой территории не хватает для раскрытия всего потенциала пары станций метро.
Как развивать территории у станции "Новокрестовская"? Коммерческая недвижимость на Яхтенном мосту так и не появилась — проект провалился. Какие там точки притяжения кроме стадиона?
— Вокруг стадиона были бы очень успешны проекты апарт–отелей, гостиниц. Этому способствует и вид, и премиальная локация, и близость к крупным спортивным объектам. Жить в таком соседстве не очень удобно — периодический наплыв болельщиков не добавит привлекательности и цены жилью. Но уверен, что многие горожане охотно арендовали бы апартаменты рядом со стадионом в дни знаковых матчей — спокойно отметить победу любимой команды с друзьями, не добираться ночью домой в спальный район. Апартаменты и гостиницы не перегораживают территорию, создают хороший трафик. Это стало бы хорошей предпосылкой для развития в западной части острова управляемой коммерции — рестораны, бары, торговля. Потому что сейчас, если нет матчей, место в вечернее время становится глухим и пустынным.