В самое ближайшее время российский госаппарат пополнится новыми действующими лицами — CDTO (Chief Digital Transformation Officer). Такие "руководители по цифровой трансформации" (РЦТ) должны появиться во всех 52 федеральных органах исполнительной власти (ФОИВ), подчиненных правительству. Именно на них в первую очередь лягут все тяготы распределения бюджетов на цифровую трансформацию в РФ, которые запланированы на уровне 25,7 трлн рублей.
Соответствующее поручение — о введении в ФОИВ правительственного блока должности CDTO — глава правительства Михаил Мишустин подписал еще в начале месяца. По замыслу премьера, РЦТ должны занять должности "заместителя руководителя федерального органа исполнительной власти". Иными словами, ранг CDTO — ни мало ни много — замминистра по цифровой трансформации. Понятно, что появление такой позиции произвело в среде чиновников эффект разорвавшейся бомбы.
По поручению премьера Минцифры разработало проект требований к кандидатам на должность РЦТ и методические рекомендации по проведению тестирования управленческих навыков таких кандидатов.
Согласно документу среди требований к замминистра по ЦТ — знание основных математических методов анализа данных; опыт реструктуризации бизнес–процессов, систем управления; навыки проектирования, внедрения и эксплуатации ИТ–решений. В личностном плане РЦТ должен быть "нацеленным на результат, уметь выстраивать коммуникации и обладать высокими показателями эмоционального интеллекта".
По официальной версии, требования к кандидатам на должность CDTO были "сформированы на основе модели компетенций команды цифровой трансформации, разработанной Центром подготовки руководителей цифровой трансформации Высшей школы государственного управления РАНХиГС, с учетом международного и российского опыта при участии экспертного сообщества, а также профиля роли руководителя цифровой трансформации".
Согласно проекту рекомендаций (имеется в распоряжении "ДП"), "РЦТ является проводником единой политики цифрового развития, обеспечивает управление реализацией проектов цифровой трансформации, координацию с проектами национальной программы "Цифровая экономика", с другими органами власти".
Полномочия РЦТ достаточно серьезные: согласование расходов на ЦТ и цифровое развитие; участие в процессах бюджетирования средств на достижение целей и задач проектов в сфере ЦТ; согласование технических заданий, бюджета проектов, планов закупок, договоров, субсидий и государственных заданий, других внутренних нормативных и рабочих документов по информатизации и цифровой трансформации органа власти, подведомственных органов власти и организаций и т. д.
По сути, CDTO будут одними из ключевых фигур, влияющих на распределение бюджетов на ЦТ в РФ.
Уместно напомнить, что на реализацию нацпроектов по ЦТ планировалось выделить более 25,7 трлн рублей, в том числе 13,1 трлн рублей — из федерального бюджета, 7,5 трлн — из внебюджетных источников и свыше 4,9 трлн рублей — из региональных бюджетов.
Между тем, по мнению авторов рекомендаций, вся цифровая трансформация в ФОИВ выполняется всего–то в пять шагов. Так, для проведения ЦТ нужно: 1) назначить замминистра по цифровой трансформации; 2) создать в министерстве подразделение по ЦТ; 3) сформировать центр компетенций для проведения ЦТ; 4) обеспечить прохождение ЦТ; 5) обеспечить внедрение цифровых технологий. Вот буквально так все и написано: делай раз, делай два… делай пять. Все, министерство трансформировано в цифру.