Кладбище идей

Почему проваливаются медицинские стартапы

Миллионы инвестиций, долгая история на рынке, медийность и репутация крупного работодателя не гарантируют компании ни то, что она взлетит и станет успешной, ни то, что она хотя бы выживет. Самой яркой иллюстрацией этого тезиса, позором Кремниевой долины стал, пожалуй, скандально известный случай с компанией Theranos. Стартап разрабатывал прорывную технологию для застрявшего в прошлом рынка сбора анализов. По одной капле крови умное устройство должно было проверять пациента сразу на сотню заболеваний. Планировалось, что забор крови будет безболезненным, а гаджеты — компактными и домашними, с возможностью передавать информацию лечащему врачу без лишних походов в больницу и очередей.
Компании прочили великое будущее, а ее основателя называли новым Стивом Джобсом. Яркая девушка во главе компании смогла заинтересовать своим проектом не только "мексиканского Рокфеллера" Карлоса Слима, инвестора Tesla и Skype Тима Драпера и Дональда Лукаса — инвестора Oracle, но и личности познаменитее: Руперта Мердока и Генри Киссинджера. Компанию оценивали в $9 млрд, инвесторы вложили в нее минимум $400 млн. Однако умный пластырь — анализатор крови так никогда и не был изобретен: около 10 лет стартап дурил и СМИ, и инвесторов, и сотрудников, и партнеров, и клиентов. После громкого разоблачения и расследования история не закончилась. Основательнице, по данным СМИ, все еще грозит до 20 лет тюрьмы.

Не прижились

Медицинская отрасль знает немало известных, но так и не взлетевших стартапов. В пятерку потенциально прорывных и успешных в этой отрасли некогда входил, например, Winx. Команда работала над решением проблем сна и храпа, привлекла $77 млн, в лучшие времена компания оценивалась в $115 млн. Они предложили рынку систему с мундштуком и консолью, которая позволяла пользователю дышать естественным образом в любой, самой неудобной позе. Основанный в 2007 году проект, увы, закрылся в 2018–м. Бренд Winx остался узнаваемым, но уже никак не связан с медициной: феи Винкс приносят около $4,3 млрд в год производителям товаров с их изображениями.
Еще одна неслучившаяся история успеха — лаборатория Claritas Genomics, занимавшаяся изучением и диагностикой детских заболеваний. За 5 лет существования она привлекла $39 млн, но проект это не спасло. На кладбище закрытых стартапов лаборатория, которая оценивалась на пике в $60 млн, отправилась тоже в 2018–м — причин много, но инвесторов и пациентов они не обманывали.
Технологии медицинской визуализации от Paieon Inc. тоже прочили большое будущее. Программа позволяла дублировать сердечно–сосудистую систему пациента в 3D, изучать ее, планировать лечебные процедуры и измерять их эффект. Компания привлекла $34 млн, оценивалась в $136 млн, но лопнула спустя 8 лет после основания. На 13 лет ее пережил проект Raindrop. Команда придумала, как решить проблему пресбиопии — старческого зрения, и разработала свою технологию инкрустации роговицы. Идея появилась еще в 1996 году, но только в 2016–м компания получила одобрение от нужных инстанций, следящих за качеством медикаментов. Было проведено 100 операций, привлечено $175 млн, компания оценивалась почти в $200 млн, но была ликвидирована спустя 1,5 года после получения лицензии. В отличие от истории с Theranos, партнеры, хирурги и пациенты были довольны, но бизнес не был рентабельным настолько, насколько это требовалось: совет директоров и пул инвесторов компании сообща решили закрыть проект.
Мир стартапов изначально предполагает неутешительную статистику: 9 из 10, по статистике, погибают, взлетает только один. Но взлетать в медицинской отрасли сложнее, чем в других: ко дну тянут обязательное лицензирование, многоуровневые проверки и тестирование, само устройство этого рынка и отсутствие культуры заботы о своем здоровье у целевой аудитории. Примерно 90% опрошенных россиян, по данным Mail.ru Group, не собираются идти к врачу без острой необходимости.

Российский опыт

Перечисленные выше примеры — примеры зарубежных компаний. В России такой скандальной истории, связанной с медицинским стартапом, как была в США с Theranos, нет. Во–первых, медицинских стартапов сильно меньше, во–вторых, инвесторов, готовых вкладываться в идею продукта, не так много: всем подавай уже работающие прототипы. А до этой стадии дотягивают единицы. Однако и русские стартапы в области медицины постоянно сталкиваются с проблемами, которые ставят под угрозу их существование.
Команда Wheezom с 2011 года разрабатывает телемедицинскую систему, которая помогает в домашних условиях диагностировать состояние легких у больных с бронхиальной астмой. Уже есть электронный стетоскоп и система электронного анализа, которая должна напоминать, когда пора принять лекарства, а когда — пойти к врачу. Стартап получил поддержку от разных фондов. "Но за все это время мы до рынка пока так и не добрались, так как гранты не позволяют тратить деньги на такую простую вещь, как получение регистрационного удостоверения, чтобы можно было начать продажи, — объясняет СЕО Wheezom Сергей Малинин. — Ни один грант не покрывает эту статью расходов, а она составляет минимум миллион рублей. Мы и рынок пощупать даже не можем, потому что не имеем законного основания для продажи устройства. Получается замкнутый круг".
Проект Halitus появился еще раньше — в начале 2010 года в Московском авиационном институте, — как разработка средства нового непрерывного контроля за состоянием пилотов. В 2013 году команда подала заявку на патент, получила его только в 2017–м. Сейчас идея стартапа — создать абсолютно новое решение в медицине, которое позволяет строить "паспорта дыхания" человека по биомаркерам, которые он вдыхает. Так можно диагностировать колоректальный рак, диабет 1–го и 2–го типа.
Команда настроена решительно и хочет добиться установки своего оборудования в каретах скорой помощи для непрерывного исследования пациентов, на машинах реанимации.
"Медицинские стартапы требуют многих раундов инвестиций, и до момента первых крупных продаж в b2b–сегменте может пройти раунда три–четыре и 3–4 года. В фондах очень большой срок между подачей заявки и получением денег — до полутора лет. Для такого проекта, как наш, это критически много, — говорит СЕО Halitus Сергей Давыдов. — Инвесторы боятся входить в такого рода инновационные проекты, особенно в хардвер–тематику, так как это история достаточно надолго и рисковая. Такой бизнес–ангел должен быть идейным, хотеть менять мир. К сожалению, в России таких инвесторов мало, на Западе гораздо более развитое комьюнити. Дорога туда лежит через акселераторы — YC и 500startups, попасть в них сложно".
Сложнее ли делать медстартап, чем другие? Конечно, сложнее. Но если сделал, куш может быть крупнее — здесь больше шансов найти "голубой океан", не занятый никем рынок. Медицинские стартапы в России не взлетают из–за стоимости входа на рынок, мультиплицированной отсутствием венчурной культуры. На Западе венчурный инвестор не сгоняет семь потов с несчастного стартапера, порой позволяя делать больше ошибок, чем успехов. Это и есть наука: дать ученому поработать с гипотезами. Ну и количество проектов в посеве позволяет работать настоящей венчурной модели, где один успешный стартап покрывает расходы девяти мертвых. Медицинских стартапов в России мало. Сейчас основные разработки ведутся внутри фармпредприятий. По сути, они сами взращивают внутри себя стартапы. Поэтому средний возраст в современной индустрии — ниже 20 лет.
Александр Ружинский
Руководитель Фестиваля–Конкурса Стартапов White Night Startup