Цифровой портрет горожанина

Аналитики "Билайна" и Mail.Ru Group очертили современный образ петербуржца по тем гаджетам, которые он использует. В школу он чаще всего идет с бюджетным Samsung, а в Пенсионный фонд — с подаренным iPhone.

Выбор смартфона сегодня — дело не из легких. На брендовые предпочтения влияют возраст, доход, социальный статус и даже гендерные признаки. Например, по оценкам J’son & Partners Consulting, в целом женщины владеют более дорогими устройствами, чем мужчины, особенно в сегменте 18–25 лет. И в некоторых возрастных нишах происходит любопытная трансформация рынка.

И играть, и умножать

Прежде всего "мобильные" изменения затронули школьный сегмент. По данным "Билайн.Аналитики", средняя стоимость смартфона, который родители купили своим детям к 1 сентября, выросла на 30,5% и достигла 11,5 тыс. рублей. В свою очередь, "детские" планшеты выросли в цене на 26%, до 10,7 тыс. рублей. Исторически смартфоны детям покупают чаще, чем планшеты.
Вице–президент по продажам компании "Связной" Давид Борзилов подтверждает, что к учебному году наиболее популярными стали гаджеты стоимостью 10–15 тыс. рублей. "Также мы отмечаем повышенный спрос на фитнес–трекеры и умные часы. Гаджеты являются хорошим инструментом для ежедневного контроля родителями здоровья своих детей", — отметили в компании. В свою очередь, в группе "М.видео–Эльдорадо" подчеркивают, что штучные продажи смартфонов ценой от 5 тыс. до 20 тыс. рублей во второй половине августа выросли год к году на 10–20%.
Самым популярным школьным гаджетом стал бюджетный Samsung. На втором месте — устройства под брендом Huawei (включая суббренд Honor), на третьем — iPhone (самая распространенная среди школьников модель — 5S).
Взгляды на причины повышения среднего ценника на "школьные" телефоны различны.
В пресс–службе "Билайна" считают, что родители выбирают более дорогие гаджеты, поскольку детям требуется все более расширенный функционал: читать электронные книги, заполнять таблицы и в целом более комфортно выполнять домашние и классные задания. Эту позицию поддерживают и в "Связном", отмечая, что смартфон позволяет родителям всегда понимать, где находится их ребенок.
В свою очередь, исполнительный директор Национальной родительской ассоциации Лариса Санатовская подчеркивает, что мотивация родителей сильно различается. "Кто–то покупает ребенку более дорогой смартфон, чтобы он не попал в категорию отставших и избежал буллинга со стороны одноклассников. В большинстве случаев родители просто не хотят покупать морально устаревшее устройство", — рассказывает представитель ассоциации. При этом она подчеркивает, что смартфоны идут школьникам как во зло, так и во благо. То, как ребенок будет использовать свое устройство (как игрушку или как средство связи), зависит от изначального позиционирования смартфона со стороны родителей.
Впрочем, ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин считает причины подобных родительских трат более прозаичными. "Если раньше операторы предлагали де–факто субсидированные бюджетные телефоны, цена на которые была ниже закупочной, то сейчас это уходит в прошлое, и цены автоматически выросли, причем достаточно агрессивно. При этом родители понимают, что покупать самое дешевое устройство своему ребенку все же не стоит", — объясняет эксперт.

Еще не признак ума

Статистику по остальным возрастным группам по итогам анализа данных своего почтового сервиса предоставили "ДП" в Mail.Ru Group.
По данным медиахолдинга, в Петербурге оказалось больше всего ценителей техники Apple — ею пользуется почти 60% жителей города в возрасте от 18 до 24 лет. "Яблочная" техника также лидирует среди петербуржцев и жителей Ленобласти в возрасте старше 65 лет (40% пользователей). "Остальные возрастные группы отдают предпочтение Samsung", — добавили в компании.
Президент Inventive Retail Group (включает сеть магазинов Apple Re:Store) Тихон Смыков не смог объяснить, почему "яблочная" техника пользуется особой любовью у петербургских пенсионеров, но отметил, что "в количественном выражении число пользователей среди пожилых людей невелико, основной акцент делается на молодежную аудиторию".
В Mail.Ru Group подчеркивают, что в целом доля пользователей iPhone в России сократилась в 2019 году с 37 до 33%. Однако, по словам Эльдара Муртазина, эта статистика не распространяется на Петербург.
"К сожалению, этот город несколько отстает от столичных трендов. Состоятельные москвичи отказываются от iPhone, поскольку новые модели стали необоснованно дорогими, хотя они почти не отличаются от старых. К тому же iPhone перестал быть предметом роскоши, так как он есть практически у всех москвичей. Жители регионов не изменили свои потребительские привычки из–за финансовых ограничений. А в Петербурге у целевой состоятельной аудитории воззрения еще не поменялись", — поясняет он.
При этом аналитик все–таки признает, что iPhone — это в том числе хороший "бабушкофон", который зачастую достается пожилым абонентам в наследство от детей и внуков.
По данным аналитиков, в 2018 году Россия побила рекорд продаж смартфонов — пользователи купили около 30 млн новых устройств.
При этом отечественные тренды не сильно отличаются от зарубежных: лидером продаж на глобальном рынке по итогам I квартала остается Samsung (71,9 млн единиц в 2019 году против 78,2 млн годом ранее). Вслед за ним идет Huawei, чьи продажи выросли в 1,5 раза (59,1 млн против 39,3 млн). На третьем месте оказался Apple (падение с 52,2 млн до 36,4 млн устройств).