За день до Нового года прочитал в венгерском издании Nemzeti Sport, что 44–летний футбольный арбитр Виктор Кашшаи экстренно завязал с судейством. "Решил принять новый вызов, параллельно с работой изучал футбольный менеджмент", — объяснил реф. У меня за окном плескался Дунай, по улицам Будапешта ходили веселые туристы.
На анализ ситуации не было ни времени, ни желания. Разве что на пожатие плечами: судейский мир изматывающий и жестокий. Если у парня есть возможность развиваться в более спокойной обстановке, почему нет? Вопрос "где?" даже не вставал: Виктор Кашшаи мог оказаться в тысяче уголков мира.
Ответ на вопрос "куда?" уже после праздников дал Российский футбольный союз, объявивший о назначении Кашшаи главой судейского комитета. Это стало первым серьезным спортивным поводом для интернет–истеричек проявить свои природные инстинкты. Все в традиционном для России стиле: "какой–то венгр"; "все равно ничего не выйдет"; "все это проходили".
"Проходили", напомню, при Роберто Розетти. В той истории все было, как обычно. Массы возмущались, что народные деньги "просто так" загребает "макаронник", судьи на разных эшелонах (за исключением тех представителей профессии, которых Роберто вежливо послал отдохнуть) положительно оценивали вклад в методологию и профессионализм Розетти. Но вовремя созданный "белый шум" после его ухода помог сотворению образа Дантеса, застрелившего Пушкина. Мы ведь культурные люди.
Теперь о "каком–то венгре". Чуть больше 20 лет назад финал чемпионата мира судил Шандор Пуль, самый известный в мире венгерский судья. Сейчас он возглавляет тот же самый комитет в своей стране, что достался Кашшаи в России, и отлично знает отца Виктора, который не только судил сам, но и разрабатывал методики, которыми пользовался и сам Пуль. Кашшаи–младшему есть что терять, не в последнюю очередь — репутацию на родине. Да сохранят поклонники русского традиционализма остатки разума…
У президента РФС Александра Дюкова есть одна особенность — он немного предубежден к отечественным специалистам. Подозреваю, не только в спорте. И уверен, что это предубеждение базируется в первую очередь на его богатом опыте в топ–менеджменте, а не на аристократическом флере, подразумевающем слепую тягу к французикам из Бордо. Боюсь, после длительного анализа ситуации в российском футболе "на месте" скепсис Дюкова только вырос — за полгода было достаточно времени понаблюдать за рыбками в их естественной среде. С Дюковым не нужно спорить, его нужно (и можно, как показал пример Станислава Черчесова) разубеждать действиями. Но Александр Егоров не смог выпутаться из… назовем это пережитками традиционализма. Следовательно, нужен венгр — человек, способный сделать вид, что не понимает ни на каком языке. Более того — не готов учить язык мимики и жестов, на котором разговаривают представители некоторых клубов РПЛ в порыве поднять уровень российского футбола / собственных амбиций.
Сам Кашшаи, говоря о своих новых задачах, заявил, что он должен приложить все усилия, чтобы внедрить современные методики и подтянуть к работе на высшем уровне новых арбитров. В пользу венгра говорят амбициозность и высокий уровень полученных рекомендаций о его человеческих качествах ("хороший человек — не профессия" — всего лишь отговорка для слабых HR–менеджеров в России, на самом деле это как минимум предпосылка к успеху). Против — отсутствие какого–либо управленческого опыта, что при назначении иностранца все–таки в большинстве случаев подразумевается.
Но и здесь выбор РФС можно объяснить тем, что путь с долей риска дешевле, а решение вопроса — оперативнее. Тем более департамент инспектирования возглавил Сергей Фурса — по менталитету, пожалуй, самый "европейский" из всех российских бывших арбитров.
Дипломатичности, кругозора, понимания игры недавнего сотрудника ФК "Зенит" должно хватить для сопровождения деятельности Виктора Кашшаи на новой должности. Как и для того, чтобы закрыть сложные вопросы, когда тому захочется сделать вид, что он говорит только по–венгерски.
Иван Жидков, главный редактор Sportsdaily.ru, специально для "ДП"