Мы и они "ДП" собрал девять самых главных фильмов года

 

МЫ

"Верность" Нигины Сайфуллаевой

Разбудите меня через сто лет и спросите: что происходит в России? Я отвечу: здесь пытаются снять непошлое кино про секс. "Верность" — нестыдная попытка, испугавшая своей откровенностью консервативное жюри фестиваля "Кинотавр". Судьи во главе с Константином Хабенским выдали Нигине Сайфуллаевой утешительный диплом с издевательской формулировкой "За безграничную веру актеров в режиссера". По итогам года, впрочем, у "Верности" как минимум два достижения: хорошие для такой камерной картины сборы ($1,5 млн) и разбитый лагерь отечественных феминисток: половина из них считает картину чистой мизогинией, половина — долгожданным гимном свободной женщине.

"Бык" Бориса Акопова

А вот фильм, который жюри "Кинотавра" предпочло "Верности". Дипломная работа выпускника ВГИКа и бывшего артиста балета Бориса Акопова. "Бык" — лихая драма про 1990–е под музыку "Анонса" и "Химеры". Все атрибуты жанра на месте: бандиты и чеченцы, героин и жвачка, драки и рейвы. Летом, после фестивального триумфа, казалось, что картина вполне может стать и кинотеатральным хитом сезона. Но — показалось. Сборы в прокате — слезные $280 тыс.

"Текст" Клима Шипенко

Редкий гость кинотеатров — нестыдный русский мейнстрим. Клим Шипенко экранизирует роман Дмитрия Глуховского о том, что мы — это наши телефоны, а русские менты — козлы. В картине немало приятных сюрпризов: сдержанный Александр Петров, умелая работа с любительским видео, смелость высказывания, наконец. Но в целом "Текст", конечно, все–таки кино, сильно перехваленное, причем в первую очередь самими авторами фильма.

"Дылда" Кантемира Балагова

С одной стороны — конечно, визитная карточка русского кино в этом году: два приза в Каннах, пятизвездочные рецензии от главных кинокритиков планеты, 26–е место в списке лучших картин года от Британского института кино (выше "Джокера", например). С другой — неутешительные сборы на родине ($430 тыс.) и куда менее однозначная реакция российской прессы. Очень похоже, что из Кантемира Балагова делают нового Андрея Звягинцева: те же фестивали, те же эпитеты, тот же продюсер. Хорошо ли это? Не уверены.

"Мальчик русский" Александра Золотухина

А вот, может быть, лучший русский фильм года, снятый в 2018–м, впервые показанный в начале 2019–го (премьера прошла на Берлинском кинофестивале), но к 2020–му так и не добравшийся до российского проката. Все впереди, не пропустите. "Мальчик русский" — история юноши, призванного на фронт Первой мировой и чуть ли не в первом бою потерявшего зрение. Мощнейший дебют еще одного ученика Александра Сокурова: совершенно экспериментальное кино, существующее при этом, конечно, в традиции классического и большого искусства.

ОНИ

"Паразиты" Пон Чжун–Хо

Наконец–то о корейском режиссере Пон Чжун–Хо узнали в каждой русской деревне. Что бы он ни делал раньше — снимал ли гениальный детектив на родине ("Воспоминания об убийстве"), разворачивался с эпической антиутопией в Голливуде ("Сквозь снег") или уходил на Netflix ("Окча") — Пон все равно оставался звездой в узких кругах киноманов. "Паразиты" вывели его в высшую лигу: сначала победа в Каннах, затем рекорд в прокате среди всех каннских лауреатов в истории. Впереди, похоже, неминуемый "Оскар" за лучший иностранный фильм.

"Однажды… в Голливуде" Квентина Тарантино

За такие слова, конечно, могут и в морду дать, но, черт подери, это лучший фильм Квентина Тарантино со времен сами знаете чего. Жестокая и нежная сказка о мире, которого больше нет, а может, никогда и не было, а может, и быть не может, а может, и не должно. Леонардо Ди Каприо — великий, Брэд Питт — не хуже, и удивительно, конечно, как актуализировался в этом году Роман Полански. Сам снял прекрасный фильм и великий фильм про себя (ну ладно, в том числе про себя) получил. Все остальное актуальное про Полански оставим "Фейсбуку".

"Ирландец" Мартина Скорсезе

Похожая история (еще раз уточним, экранная, все скандалы и обвинения — в других итогах) происходит в этом году еще с одним классиком — Мартином Скорсезе. Нельзя сказать, что последние годы он был в плохой форме, но так громко захлопнуть десятилетие надо все–таки уметь. Какой у человека год: снял невероятный, старомодный, но актуальный 200–минутный фильм, который посмотрели все ("Ирландец"), спровоцировал главный кинематографический дискурс ("комиксы — не кино") и, наконец, вдохновил режиссера дурацких комедий на главный (по совокупности наград, сборов и внимания) фильм года, который, ха–ха, тоже ведь комикс.

"Джокер" Тодда Филлипса

Похоже, в этом году мы все–таки не определимся, что такое этот наш / ваш / их "Джокер": великий оммаж Мартину Скорсезе или подделка под классика. Мощное высказывание в овечьей шкуре комикса или комикс, прикидывающийся серьезным высказыванием, гениально играет Хоакин Феникс или переигрывает и забирает на себя все внимание? Интересно, конечно, как "Джокер" выдержит испытание временем, вернемся к вопросу лет эдак через десять, но сегодняшний список — это все же список главных, а не лучших фильмов 2019–го. Тут "Джокер", конечно, № 1.