Татьяна Евграфова Все статьи автора
19 декабря 2019, 09:20 583

Чем удивят АЗС будущего?

Фото: Алексей Благодарящев

Эпоха глобальной цифровизации породила новое поколение потребителей товаров и услуг, для которых digital–технологии — образ жизни и неотъемлемая часть их мира. Мы делаем покупки, не выходя из дома, обучаемся онлайн, заправляемся при помощи мобильных приложений.

Бизнес чутко реагирует на изменения во всех сферах жизни общества, появляются новые форматы его ведения, на рынок выводятся новые продукты. И топливный бизнес — не исключение.

В последнее время автомобилистам предлагается большое количество инновационных решений, направленных на максимальное упрощение и оптимизацию процедуры заправки автомобиля. Постепенно уходят в прошлое очереди на АЗС, все процессы автоматизируются, максимально исключается человеческий фактор, появляются станции, способные самостоятельно контактировать с клиентом.

Новой трассе — новые форматы

С открытием федеральной автодороги М–11 Москва — Санкт–Петербург появилась необходимость обустройства прилегающей территории, причем на том же высоком уровне, что и сама трасса. Помимо изначально работавших АЗС контейнерного типа, предназначенных для хранения и выдачи топливных продуктов, сейчас здесь активно строятся не только новые заправки, но и большие многофункциональные зоны.

К открытию трассы на М–11 начали работу две комплектные станции, расположенные на 583–м километре трассы в обоих направлениях. Еще две появятся в следующем году, на 124–м километре трассы в обоих направлениях. Одна из первых таких станций в стране начала работу в Гатчине. АЗС представляют собой модуль с надземными резервуарами для хранения топлива, колонкой и терминалом оплаты. Модуль привозится в сборе, легко монтируется, для его установки требуется участок не более 300 м2 и всего неделя работы. Поэтому именно такой формат компактных станций может получить наибольшее распространение.

Еще один принципиально новый для России формат АЗС — интерактивный. И здесь сеть АЗС "Газпромнефть" снова находится в авангарде. "Мы первыми в России начали и продолжаем внедрять формат интерактивных станций. В их фасады и стелу встроены медиаэкраны, которые используются для коммуникации с клиентом. В 2019 году мы открыли две такие АЗС — на Пулковском шоссе, 42, и в поселке Тярлево. Еще две построены на 665–м км ФАД М–11 Санкт–Петербург — Москва в обоих направлениях. До конца года в Санкт–Петербурге и Ленинградской области откроются еще четыре интерактивные станции", — рассказал руководитель сети АЗС "Газпромнефть" в России Олег Кузьменков.

Интерактивные заправки — это как раз тот самый формат, который максимально адаптирован под нужды нового платежеспособного поколения, во главу угла ставящего экономию времени и максимальный комфорт во всем. Поэтому у таких АЗС большой потенциал.

Руководитель сети АЗС «Газпромнефть» в России Олег Кузьменков
Руководитель сети АЗС «Газпромнефть» в России Олег Кузьменков
Фото: Алексей Благодарящев

Кофе и бургеры

По оценкам экспертов, в условиях, когда качество топлива у всех крупных игроков одинаково высокое, ключевым конкурентным преимуществом становится развитие сервиса на АЗС и расширение ассортимента кафе и магазинов. Ассортимент последних уже давно не ограничивается газировкой, чипсами и шоколадом, при желании здесь можно приобрести фермерские продукты, одежду, игрушки и, конечно, все, что может быть полезно в дороге и на пикнике.

Небольшие дорожные закусочные с френч–догами также значительно расширились. На многих АЗС есть собственная выпечка, оборудовано полноценное место для еды и отдыха всей семьей.

Новый для России тренд — сотрудничество заправочных сетей с ресторанами хорошо известных потребителю брендов. По оценкам аналитиков сети АЗС "Газпромнефть", это позволяет увеличить трафик на 5–7% и реализацию нефтепродуктов на 3–5%. "Мы уже получили порядка 50 заявок на коллаборацию от операторов ресторанных сетей и ведем переговоры с "Бургер Кингом", KFC, "Макдоналдсом" и Mgrill. Мы оцениваем потенциал для развития такого формата станций в 10% от всей сети в РФ", — говорит Олег Кузьменков. Пример реализации такой стратегии можно оценить на АЗС на Пулковском шоссе, где уже работает ресторан быстрого питания "Бургер Кинг".

Самым востребованным продуктом после топлива является кофе. Например, по подсчетам аналитиков сети АЗС "Газпромнефть", каждые сутки в Петербурге и Ленинградской области на АЗС потребляется 7,4 тыс. чашек этого напитка.

Уход в онлайн

Но если употребить кофе онлайн у вас не получится, то оплатить его, как и топливо, не выходя из машины, стало вполне реально. Тенденция приобретения товаров и услуг посредством мобильных приложений не обошла и АЗС. Мобильное приложение сети "Газпромнефть" уже стало цифровым маркетплейсом. Помимо расширенных функций личного кабинета участника программы лояльности "Нам по пути" в приложение интегрирован раздел с сервисными услугами — от записи на ТО до покупки ОСАГО. Уже год успешно работает и продолжает набирать популярность сервис оплаты АЗС.GO. К июлю 2019 года через него было реализовано 6,5 млн л бензина и дизельного топлива, а к ноябрю — уже 18 млн л.

Кроме того, в этом году компанией был запущен функционал эмиссии банковской карты в собственном мобильном приложении. Это виртуальная кобрендинговая карта, которую также можно использовать как карту лояльности.

Таким образом, появление и развитие цифровых сервисов дает новые возможности не только для дополнительного дохода, но и для управления спросом в онлайн–режиме и привлечения дополнительных клиентов.

Умные заправки

Сегодня такими понятиями, как "умный дом", "умный город", "умный автомобиль", уже никого не удивишь. А что может представлять собой умная автозаправка? Предлагать клиенту услуги и, в частности, тот вид топлива, который ему необходим. Безусловно, за такими технологиями будущее. Но то, что реально работает сегодня, — это автоматический контроль за всеми процессами на АЗС в режиме онлайн, что позволяет станции работать стабильно и избегать нештатных ситуаций. Это возможно благодаря подключению всего торгового и технологического оборудования на автозаправочных станциях к единому центру мониторинга инфраструктуры.

Программное ядро такого центра за одну секунду способно производить более 10 тыс. вычислений и обрабатывать до 60 тыс. сигналов. Информация в непрерывном режиме поступает от датчиков, которыми снабжено оборудование.

Такой интеллектуальной системой уже оборудованы АЗС сети "Газпромнефть".

"Мониторинговый центр инфраструктуры — один из ключевых проектов цифровой стратегии компании по внедрению интернета вещей для управления и контроля оборудования сети АЗС "Газпромнефть". Мы сокращаем расходы на обслуживание оборудования и обеспечиваем высокую степень контроля за сохранностью качества и количества нефтепродуктов, исключив из процесса человеческий фактор. К 2021 году мы планируем подключить к мониторинговому центру оборудование всех сервисных и автоматических станций сети — от кофемашин до топливных резервуаров", — отметил Олег Кузьменков.

Досье

На сегодняшний день в Санкт–Петербурге и Ленинградской области работают 86 АЗС сети "Газпромнефть".

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама