Шутки на заданную тему. Шоумен Константин Капитан о зависимости роста продаж товара от чувства юмора бизнесмена

Автор фото: Виталий Яременко

Все любят юмор и позитив — даже в серьезных бизнес–переговорах уместная шутка может помочь в налаживании контакта. Но что делать, если шутить получается не очень хорошо?

Актер Санкт–Петербургского музыкально–драматического театра "Буфф", шоумен и ведущий Константин Капитан уже несколько лет ведет в Петербурге курсы стендапа. Он уверен, что научиться шутить — можно.

Как развить в себе чувство юмора?

— Для начала стоит разобраться с терминами, потому что в этом вопросе часто возникает путаница. Чувство юмора — это не умение шутить, это способность человека воспринимать юмор. Поэтому можно говорить о том, что она есть у всех, так же как зрение, слух, осязание. Совсем другое — умение шутить. Это называется остроумием и от рождения не дается. Это уже способность транслировать юмор. И, как любую способность, будь то умение петь, танцевать, рисовать, ее необходимо развивать, учиться генерировать и воспроизводить шутки. Рассчитывать на случай, хотя многие так и делают, странно. Можно пошутить удачно единожды, но это не значит стать шутником. Вероятность второго раза минимальна. Поэтому те, кто хочет делать это профессионально, идут учиться.
— В театральном институте этому точно не учат. Мы оканчивали курс музыкально–речевой эстрады и занимались речью, художественным словом, но не юмором. Все было интуитивно. Работали по принципу: "Получилось — не получилось".
А юмор, как ни крути, жанр искусства. Это речевая юмористическая эстрада. Шутка, как и, например, стихотворение — литературное произведение. Она пишется. И, как и в поэзии, существуют определенные технологии производства юмора. Но в России этот процесс никто никогда не исследовал, поэтому никогда этому не учили. В преподавании вокала, живописи, танцев сложились уже вековые традиции. Поэтому считается, что этим и другим дисциплинам надо обучаться. С юмором иначе. Первая попытка хоть как–то систематизировать знания в этой сфере принадлежит Чарли Чаплину. По сути — совсем недавно. А сейчас на Западе уже стали издаваться учебники, появились профессиональные тренеры, обучающие стендап–комиков. Они приезжали к нам в Россию. Я взял за основу их технологии и адаптировал под русского человека. В западных первоисточниках существует разделение на три основных направления, три разные методики в области написания юмора и шуток. Я решил разобраться, нашел их точки пересечения и свел все в общую систему с тремя направлениями. Сегодня читаю курс, на котором даю технологии написания шуток по абсолютно любой, нужной вам теме.

О чем, например, говорите на своих курсах?

— На первом занятии на примере объясняю, что такое импровизация. И какова вероятность удачной. Все просто. Говорю: 7 на 8, мне отвечают: 56. Усложняю: 7 на 312. В ответ молчание. В чем смысл? То, что 7 на 8 равно 56, знают все. Это как быстро пошутить. Но никто не будет аплодировать. Разве что те, кто в школе прогулял таблицу умножения. А вот если сразу дать ответ на второй пример, все сразу восхитятся, но это сложно. Надо посидеть и посчитать. Вывод: шутка требует времени на написание. Иначе она будет на уровне "7 на 8". То же самое и с рифмами. Сначала приходят на ум самые простые, на уровне "водка–селедка".

Есть ли люди, которые посещают курсы, но у них ничего не получается?

— В театральных вузах существует закон трех "Т": труд, терпение, талант. Вот труд и терпение составляют 80%, причем в производстве шутки — это в основном аналитика, подбор вариантов. Оставшиеся 20% приходятся на талант, а в юморе — скорее, на кругозор. Хорошая шутка рождается на стыке возможных вариантов. Но, чтобы выбрать один из миллиона, нужно, чтобы было из чего выбирать. А это зависит от того, что читал, смотрел, с кем общался, как жил. Невозможно придумать шутку про море, если всю жизнь жил в лесу и никак не общался с внешним миром. И вот эти 20% человеку не смогут дать никакие курсы. И зритель не сможет понять то, о чем не слышал! У него должен быть четкий набор ассоциаций, воспоминаний. Все это необходимо учитывать.
Самому процессу производства обучиться можно. Это системы, шпаргалки, которые я написал и которые помогают вытащить имеющиеся воспоминания и превратить их в шутку, "усмешнить". Да, для этого существуют технологии. Вот мы и учимся писать шутки на заданную тему.

Шутки в бизнесе уместны?

— Не знаю людей, которые отказались бы от умения шутить или желания посмеяться. Юмор — штука необходимая в повседневной жизни. Дело в том, что вокруг нас — люди, и мы неизбежно все время занимаемся "публичными выступлениями", при помощи которых пытаемся чего–то добиться. Юмор можно рассматривать как часть бизнеса, как его неотъемлемый инструмент. Ведь мы транслируем людям шутки в обмен на их эмоции, смех и, как следствие, на расположение к себе. Так и любому бизнесмену нужна лояльность клиента. Говорят, что встречают по одежке. Так вот юмор — это и одежка, и содержание. То есть то, что выдаешь в процессе общения. Актерская игра не заменит шутку, но усилит ее на 50%. Соответственно, и в бизнесе юмор не заменит товар, но может увеличить вероятность его продаж на 50%.

Юмор и в Африке юмор или есть отличия?

— Когда изучал западные технологии и переводил их учебники, то столкнулся с проблемой менталитета. Нам не всегда интересны те темы, над которыми шутят американцы и англичане, и наоборот.
Юмор строится на системе ценностей, на том, что человек считает близким. Но возможны пересечения. Например, сейчас среди нашей молодежи очень популярен американский стендап. Потому что у многих, к сожалению, отсутствует пласт из русского юмора в голове. Не все читали, например, Ильфа и Петрова. Более того, не знают, что помимо телесериала или фильма эти легендарные произведения существуют в виде книг. Но даже если у современных ребят есть какие–то пробелы в образовании, система ценностей у них все равно наша и повод для шутки российский, а не американский. Потому что, как ни крути, они росли и воспитывались здесь, в этой среде. Человек, живущий в Петербурге, с большей вероятностью расскажет про творчество Сурикова, Шишкина, Айвазовского, чем, например, про Энди Уорхола. Хотя если он продвинутый и развитый, то культурный пласт других стран для него также не будет проблемой. Жизнь в Петербурге, в культурной столице, все–таки накладывает определенный отпечаток не только в интеллектуальном плане, но и с точки зрения общего кругозора.

Персона: Капитан Константин Витальевич

— Родился в 1967 году в Братске.
— Учился в Военмехе, ушел оттуда в ЛГИТМиК. 6 лет играл в театре «Буфф».
— 5 лет вместе с Романом Трахтенбергом вел шоу– программу в Клубе грязных эстетов «Хали–Гали».
— В 2014 году получил главный приз на Стендап–фестивале телеканала ТНТ.