Нарастить массу. Почти четверть страховых компаний должны увеличить уставной капитал или уйти с рынка

Автор фото: Интерпресс

Почти четверть страховых компаний страны должны принять судьбоносное решение: найти деньги для увеличения уставного капитала или сдать лицензию

За два оставшихся до нового года месяца российским страховым компаниям нужно найти 2,4 млрд рублей. Такую общую сумму недостаточности уставного капитала можно вычислить, если сопоставить данные включенных в реестр ЦБ РФ страховщиков с данными из реестра ЕГРЮЛ.
Новые требования к капиталу страховых компаний были приняты еще в 2018 году, когда инициатор изменений, Банк России, внес изменения в закон о страховом деле. С 1 января 2020 года уставный капитал страховщиков с лицензией на личное (за исключением страхования жизни) и имущественное страхование должен быть 180 млн рублей или выше. Затем следует ежегодное ужесточение требований к его величине: до 240 млн рублей с января 2021 года и 300 млн рублей — с 2022 года.
К тем компаниям, которые занимаются добровольным страхованием жизни, предъявлены требования по наращиванию капитала по 70 млн рублей ежегодно: от минимального размера 310 млн рублей с января будущего года до 450 млн рублей к началу 2022–го.
Страховщики с лицензией на перестрахование через 2 месяца должны обладать капиталом 520 млн рублей, увеличив его к 2021 году до показателя 560 млн рублей и к началу 2022–го — 600 млн рублей.
Инициатор изменений в закон о страховом деле настаивает, что величина уставного капитала должна гарантировать устойчивость и надежность страховщика независимо от его вида деятельности. И логика в этом есть: ни для кого не секрет, что в другом бизнесе, например, юрлица с размером капитала 10 тыс. рублей часто участвуют в гостендерах или закупках. И когда не справляются с взятыми на себя обязательствами, то отвечают перед кредиторами именно размером своего капитала.
Нынешняя реформа страхового дела чем–то напоминает требования к капиталу банков: лет двадцать назад банкиров поставили перед фактом: собственный капитал кредитных организаций должен быть кратно увеличен. Больше капитал — больше возможностей по наращиванию кредитования. На тот момент на приведение бизнеса к соответствию будущим реалиям дали достаточно времени, кто захотел — лицензию сохранил. Правда, впоследствии некоторым банкирам сохранить ее не удалось, но уже совсем по другим причинам.
В страховом деле все повторяется. Как традиционно происходит в российской действительности, некоторые страховщики, вероятно, решили, что требования их не затронут. Или понадеялись, что почему–то именно им будет предоставлена отсрочка.
Придумывать причины, почему они не стали или не сумели своевременно нарастить себе капитал, можно долго.
Не сумевших, по подсчетам экспертов агентства "Национальные кредитные рейтинги", на данный момент оказалось 20% от общего количества страховщиков в стране.
За два оставшихся календарных месяца часть страховщиков могут не суметь найти деньги. Или банально не успеть внести изменения в уставный капитал (провести собрание участников, зарегистрировать изменения в уставе, проинформировать регулятора).
Найти деньги для пополнения капитала можно в нераспределенной прибыли прошлых лет. Или можно привлечь инвестора, продав долю в компании. Проблема — в отсутствии у большинства региональных страховщиков достаточного объема прибыли. Или свободных инвесторов, желающих вложиться в отечественный страховой бизнес.
Компании, если верить выпискам из ЕГРЮЛ, пока не спешат приводить документы в порядок.
Из 31 компании с лицензией на добровольное страхование жизни 13 не будут соответствовать новым требованиям к размеру капитала. Даже "Сбербанк страхование жизни" пока не увеличила капитал до требуемого размера (впрочем, ее единственный акционер, Сбербанк, наверняка сумеет где–то изыскать столь необходимые 55 млн рублей).
У петербургских страховщиков (их на сегодня осталось всего 17, если верить реестру ЦБ РФ) самая благоприятная ситуация оказалась на рынке обязательного медицинского страхования (ОМС). Требования к размеру капитала (120 млн рублей) выполнили все организации. Вернее, из местных на рынке ОМС осталась одна, остальные поглощены московскими коллегами.
В других видах страхования ситуация менее благополучная. С лицензиями на добровольное имущественное и личное страхование могут расстаться 28 российских компаний, из которых две петербургские. "Адвант–страхование" на минувшей неделе уже заявила об отказе от лицензии (по итогам первого полугодия ее убыток оставил 29,5 млн рублей).
Генеральный директор страховой компании "Инертек" Галина Юнак сообщила "ДП", что компания сохраняет намерение увеличить капитал, но с апреля текущего года не может получить согласование в ЦБ РФ.
На рынке перестрахования из 52 компаний в стране у шести капитал не соответствует новым требованиям. Среди них и петербургское СО "Помощь" с нехваткой 40 млн рублей. Как сообщил "ДП" его представитель, все требования будут своевременно исполнены. Нераспределенная прибыль компании по итогам прошлого года составила 244 млн рублей.
Уход с рынка страховых компаний не несет рисков тем, кто приобрел у них полисы. Но с сокращением числа страховщиков у потребителя пропорционально сокращается право выбора. Хотя стоит ли переживать из–за монополизации рынка, если при наступлении страхового случая компания не сумеет выполнить обязательства?
Требования законодательства по увеличению минимального размера уставного капитала направлены на повышение финансовой устойчивости страховых компаний. С 2015 года около 50% страховых компаний покинули рынок. У многих были отозваны лицензии, и клиенты этих компаний остались без страховой защиты. Повышение требований к капиталу в таких условиях — логичное требование регулятора. Из двух одинаковых по всем параметрам компаний финансово более устойчива та, у которой капитал выше. В 2020 году, скорее всего, тренд на сокращение числа страховщиков продолжится.
Евгений Шарапов
директор по рейтингам страховых компаний агентства "НКР"
Страховщики предлагают изменения на рынке всегда в своих интересах. Но и к ним самим нужно предъявлять определенные требования: они должны быть достаточно большими, чтобы не потонуть. Другое дело, что ЦБ РФ мог бы предъявлять требования более дифференцированно: разрешить компаниям с меньшим размером капитала ограниченный список видов деятельности. И если бы сам страховой рынок выступил с подобными конструктивными предложениями, то это было бы плодотворнее, чем напрочь отвергать идею подъема капитала.
Петр Пушкарев
шеф–аналитик ГК TeleTrade