Реновация депо: от запада до востока

Нагрузка на железные дороги постоянно растет. И это приводит к необходимости регулярной реконструкции в том числе и вагоноремонтных депо.

Если оперировать данными, которые озвучены на официальном сайте РЖД, ежегодно увеличивается объем грузов, которые перевозятся по железным дорогам. Так, если в 2016 году было перевезено 23,1 млн тонн грузов в контейнерах, то в 2019 году это число составило уже 34,8 млн тонн. И даже несмотря на активное развитие гражданской авиации, постоянно растет и количество пассажиров, путешествующих на поездах, — если в январе-сентябре прошлого года воспользовались услугами РЖД 860 млн пассажиров, то в этом году за такой же период проехали почти 900 млн.
Разумеется, в результате такой активности растет нагрузка как на железнодорожные полотна, так и на подвижной состав, который нуждается в регулярном обновлении, обслуживании и ремонте. А так как основная часть ремонтных депо были созданы еще во времена Советского Союза (а то и в довоенный период), многие из них сейчас нуждаются в серьезном обновлении и реновации. Потому что от них зависит безопасность пассажирских перевозок и гарантия доставки грузов до назначения.
И если со стороны мы видим, какие реновации проводятся — и проводятся ли — на дорогах, а также в инфраструктурных объектах (вокзалах и станциях), то зачастую узнать, есть ли изменения в ремонтных депо, обычному человеку достаточно сложно. "Деловой Петербург" обратился в АО "ВРК-1". То, что именно эту компанию стоит рассматривать в качестве эксперта, вполне логично — общая доля АО "ВРК-1" на вагоноремонтном рынке России по итогам 2018 года составила 25%.
Автоматизация процессов
Как рассказали в компании, на сегодняшний день ими активно ведется реконструкция двух крупных вагоноремонтных депо — в ВЧДР "Хабаровск" и в расположенном непосредственно в Петербурге ВЧДР "Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский". Всего же сегодня в сеть подразделений этой компании входит 38 вагоноремонтных депо, одно ремонтно-механическое депо и одна обособленная вагоноколесная мастерская.
История вагонного ремонтного депо "Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский", как и многих других подобных, берет свое начало в 30-х годах прошлого столетия. Первое здание депо было построено с проектной мощностью 900 вагонов ремонта в год, в то время предприятие было одним из самых крупных на сети железных дорог. Сегодня это современный технологический комплекс, где осуществляется диагностика колесных пар, боковых рам, надрессорных балок тележек и других деталей вагона.
По словам представителей ВРК-1, в мае 2018 года состоялось выездное совещание совета директоров компании, во время которого руководители посетили и вагоноремонтное депо "Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский". Именно тогда начальник депо сообщил о необходимости реконструкции предприятия с расширением производственных площадей тележечного и колесно-роликового участка, а также с заменой технологического оборудования на более современное. И с учетом того, что грузооборот с расположенного неподалеку торгового порта Усть-Луга постоянно растет, было принято решение о начале работ по развитию этого объекта.
В реконструкцию предлагается вложить 1 млрд 210 млн рублей без НДС, финансирование будет как из собственных средств компании, рассказывают в АО "ВРК-1", так и с помощью привлеченных средств, в том числе банковских кредитов. Это позволит не только реконструировать существующее производство, но и наладить полную автоматизацию всех процессов.
Кроме того, в результате изменятся архитектурные и объемно-планировочные решения объекта, а также его инженерная обеспеченность. Это приведет к увеличению потребности в ресурсах: вырастет энергопотребление, которое компенсируется за счет дополнительной присоединенной мощности, возрастет тепловая мощность на отопление и вентиляцию, так как увеличится строительный объем здания. Впрочем, все эти моменты изначально заложены в проект и учтены. Также проектными решениями предусмотрены мероприятия по предотвращению сбросов в водные источники или на территорию предприятия — для этого в стоках предусматриваются очистные сооружения.
Пока не определено, какая компания будет выполнять непосредственно работы в депо. "При одобрении финансирования инвестиционного проекта по реконструкции вагонного ремонтного депо "Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский" будет организована конкурсная процедура по выбору генерального подрядчика", — рассказали в ВРК-1. Но, по предварительным расчетам, закончить реконструкцию и ввести объект в эксплуатацию планируется не позднее августа 2020 года.
"Предприятие имеет выгодное географическое положение с большим сосредоточением подвижного состава, — добавляют в компании. — Реконструкция вагонного ремонтного депо "Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский" даст положительный результат эксплуатационной работы станции Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский".
Путь на Восток
"В связи со стремительным увеличением грузооборота с зарубежными партнерами из стран АТР встал вопрос и о повышении требований к технической готовности подвижного состава, ликвидации простоя подвижного состава на путях общего пользования", — отмечают в ВКР-1, комментируя необходимость реконструкции ВЧДР "Хабаровск". Решение о ее необходимости также было принято в 2018 году, а в марте 2019 года, после долгих согласований, было одобрено и расходование денежных средств на проектирование.
Это вагоноремонтное депо чуть моложе, чем "Московский-Сортировочный". Днем его рождения считается 24 ноября 1935 года, когда из сборочного цеха вышли первые отремонтированные вагоны. В 1999-2003 годах тут уже проводилась реконструкция, но за прошедшие 16 лет возникла необходимость в очередном обновлении — необходимо заменить морально и физически изношенное оборудование на современное, повысить механизацию труда и сократить количество операций, выполняемых вручную.
Положительными результатами реконструкции в компании "ВРК-1" видят увеличение объема ремонта и уменьшение влияния человеческого фактора, что в результате приведет к минимизации рисков травматизма и аварийных ситуаций, зато существенно повысит конкурентоспособность предприятия за счет повышения качества ремонта и снижения затрат.
Всего в реконструкцию ВЧДР "Хабаровск" предлагается вложить 1 млрд 151 млн рублей без НДС. Как и в случае с петербургским депо, источником финансирования станут как собственные, так и привлеченные средства.