В этом году 4-5 октября в Санкт-Петербурге пройдет Synergy Global Forum. На форуме одновременно будет работать пять сцен, на которых более 200 знаменитых спикеров, международных экспертов в различных сферах деятельности выступят с историями своего успеха и практическими советами о том, как ставить и достигать масштабные цели в жизни и в бизнесе.
В преддверии этого события спикер форума Василь Газизулин подготовил материал о российском бизнес-образовании и детском образовании.
Бизнес-образование в настоящий момент переживает период бума в России и странах бывшего СССР. Высокие показатели спроса привлекают мировых экспертов в различных областях. В целом бизнес-образование имеет огромный потенциал, поскольку оно выполняет функцию социального лифта. Особенно это касается стран с развивающейся экономикой. В таких странах бизнес-образование является основным инструментом для достижения успеха.
Краткая история
Степень MBA была сформирована в Соединенных Штатах в начале ХХ века. В то время страна индустриализировалась, и компании искали научные подходы к управлению. Первой школой бизнеса в США была Wharton School в Университете Пенсильвании, она была открыта в 1881 году (установлена за счет пожертвований от промышленника Джозефа Уортона). В России же с 2004 года вузы получили возможность проводить лицензированное обучение по данным программам как по программам дополнительного образования. Сейчас мы живем в новую эру — Master of Business Administration. И на сегодняшний день в России есть несколько образовательных учреждений, оказывающих подобные услуги, среди которых бизнес-школа "Синергия".
В детском образовании прослеживается новый тренд — программы MBA для детей. В России этим проектом занимается детская бизнес-школа KinderMBA. Специалисты школы занимаются развитием навыков ведения бизнеса, предпринимательского мастерства, лидерского потенциала и нестандартного мышления у школьников. На детское образование также прослеживается огромный спрос. Родители хотят сократить дистанцию на пути достижения успеха ребенка. Это является хорошим сигналом, поскольку появляется запрос на улучшение качества жизни. Детское образование позволяет сформировать ту бизнес-элиту, людей, которые в будущем смогут стать эффективными топ-менеджерами, управленцами, директорами и так далее.
Актуальное состояние
Как уже было сказано выше, спрос на бизнес-образование и детское образование растет. Рынок сегментируется и появляется спрос на узкие компетенции в определенных нишах. Характеризуется это и изменением рынка (тотальной цифровизацией, автоматизацией и роботизацией большинства бизнес-процессов). С каждым годом увеличивается количество компетенций, в рамках которых необходим апгрейд. Также в бизнес-процессы внедряются новые инструменты, которыми необходимо управлять. Кроме того, нужно подстраиваться под аудиторию, чьи запросы постоянно меняются. Поэтому я рассматриваю актуальное состояние в данных сегментах в двух основных факторах. Мир уходит в онлайн, и поэтому бизнес-образование и детское образование должно быть многоформатным. Помимо этого, важен и способ подачи информации. Качественное образование должно быть практикоориентированным, поэтому очень значимо, чтобы оно транслировалось действующими практиками. То есть людьми, которые, помимо теоретической части, знают и умеют настраивать те инструменты, о которых они говорят, которые уже развили в себе те или иные компетенции.
Будущее
В настоящий момент в сфере дополнительного образования прослеживается тенденция на краткосрочные курсы с целью апгрейда компетенций. В скором времени техника подачи будет заключаться в распределении основных игроков: университеты, частные школы, бизнес-школы. При этом фокус будет сосредоточен на определенных практиках (ретейл, ресторанный бизнес, IT-сфера, маркетинг и продажи, HR, экономика и финансы и так далее). Также останутся востребованными авторские курсы, которые ведут конкретные спикеры, имеющие свою лояльную аудиторию. Помимо этого, бизнес-образование по большей части перейдет в онлайн, также будут использоваться и другие современные технологии —VR и AR. Самым простым и эффективным способом масштабирования останется франчайзинг.
Франчайзинг в детском образовании является в России одним из самых перспективных направлений развития бизнеса. Модульная программа одного класса, в котором могут заниматься до шести человек — это ресурс роста для компании, которая хочет масштабироваться по стране. Благодаря активному развитию наиболее важных и испытывающих острую нехватку в квалифицированных специалистах направлений (английский язык, робототехника, математика, спорт, развитие творческих способностей) мы имеем возможность на ранней ступени развить у будущего поколения наиболее востребованные компетенции.