Заплатить без денег. В Петербурге тестируют систему для безналичных платежей в торговых аппаратах

Автор фото: Vostock-Photo

В Петербурге пробуют внедрять новую систему для безналичных платежей в торговых аппаратах.

Петербургская компания FBits (ранее Flexibity) запустила стартап VendoPay. Это система платежей, которые позволяют безналично, через QR–код и прикосновением пальца, оплачивать товары из вендинговых автоматов — при помощи телефона. В проект инвестировано 3 млн рублей.

Тестовые продажи

Команда начала работать над созданием VendoPay в январе 2019 года, прототип был готов в апреле. "На данный момент систему тестирует ряд потенциальных клиентов: малые (до 10 аппаратов) и большие (до нескольких тысяч). В тестовом режиме подключены около 20 аппаратов. Это означает, что пока мы сразу возвращаем деньги покупателю и не проводим фискализацию операции через наших партнеров", — говорит Александр Суслов, сооснователь VendoPay и FBits.
"Проект VendoPay родился благодаря опыту FBits в области интернета вещей и создания сложных аппаратно–программных комплексов для контрольно–кассовой техники", — говорит Роман Саврулин, технический директор и сооснователь. FBits работает на рынке более 7 лет. Среди его клиентов — MediaMarkt, Metro C&C, Neste Oil, "Спортмастер", Nestle.
Сама по себе идея не уникальна: на рынке безналичных платежей в сфере автоматизированной торговли представлено множество решений. Они делятся на встраиваемые платежные терминалы и решения, предлагающие оплату по QR–коду с помощью приложения. Похожие на VendoPay технологии у 24U (Uvenco), Vendi, Payrange.
Участники рынка объясняют, что владельцы автоматов не готовы тратиться на закупку оборудования для приема безналичных платежей, а оплата по QR–коду помогает оптимизировать затраты на оснащение автомата.
"Мы смогли удешевить само встраиваемое оборудование и планируем быстро подстраивать продукт под новые требования: фискализация, статистика, телеметрия, система быстрых платежей", — поясняет Александр Суслов.
VendoPay собирается зарабатывать на абонентской плате и продажах встраиваемого оборудования. "После подключения тысячи аппаратов через нас, если считать все денежные средства через нашу систему оплаты, ежемесячно будет проходить 5,5 млн рублей. После подключения 2,5 тыс. аппаратов мы должны показывать прибыль около 12 млн рублей в год", — говорит Александр Суслов.

Только для техногиков

По словам специалиста по вендинговому оборудованию, основателя iVend Сергея Данилова, объем потенциального рынка — 224,6 тыс. автоматов и он растет на 5% в год. "Оплата по QR–коду очень распространена в Китае при использовании WeChat. Россия пошла по пути применения бесконтактных платежей, они выполняют аналогичную функцию мобильной безналичной оплаты. Внедрение параллельного с бесконтактным видом платежа вряд ли завоюет большую аудиторию, разве что техногиков. Что же касается финансовой модели с получением агентских платежей, тут тоже все не слава богу. Рынок не позволит влезть в низкомаржинальную, высококонкурентную среду взимания платежей со своей комиссией без создания добавленной ценности", — говорит эксперт по стартапам Михаил Раяк.
"Надо понимать, что на рынке вендинговых аппаратов достаточно часто появляются различного рода инновации, многие из которых в итоге на нем не приживаются, а порой даже остаются незамеченными, так как не попадают в целевую аудиторию и не завоевывают лояльность клиентов. Важно, чтобы компания четко отстроилась от конкурентов и смогла донести свою ценность и пользу до конечных потребителей. Пока неясно, чем они отличаются от похожих стартапов. А от этого в том числе зависит, смогут ли вложения в проект окупиться в краткосрочной перспективе",— говорит Елена Силинская, директор стартап–акселератора IdealMachine.