Парадоксов друг. Поможет ли объявленная трансформация системы управления госфинансами экономическому росту

Пока вы читаете этот текст, чиновники в Минфине и министерстве экономического развития пишут концепцию новой системы управления финансами. Как пообещал глава правительства на Московском финансовом форуме, она вместе с планом реализации должна быть представлена общественности в начале октября.
Намерения, как водится, самые благие — новая система должна сделать то, с чем не справилась старая, — обеспечить эффективное использование государственных средств и привлечение частных инвестиций. Финансовая стабильность, о необходимости которой так много говорили начальники, вроде бы достигнута. Золотовалютные резервы превысили полтриллиона долларов. Минфин фиксирует небывалый профицит бюджета и повышает планы по сбору налогов. Российское государство одним махом может расплатиться со своими обязательствами.

Вялая реакция рубля

Правда, на покрытие долгов 10 крупнейших госкомпаний не хватит и 8170 млрд рублей Фонда национального благосостояния. Но и предназначен ФНБ для других дел, и долги государственных предпринимателей никакие кредиторы и коллекторы погасить не требуют.
Индивидуальным же предпринимателям, как только что напомнил Центральный банк, будут блокировать личные счета, если те не успеют своевременно рассчитаться с государством. И в любом случае денег у них становится все меньше — как говорится в последнем мониторинге РАНХиГС, "объем доходов от предпринимательской деятельности в первом полугодии сократился в реальном выражении на 3,9%… а объем "прочих" доходов, которые включают в себя в том числе укрываемые от налогообложения, снизился на 13,1%".
Но это у предпринимателей доходы уменьшаются, а у власти все в порядке. Даже цена на нефть и курс рубля ведут себя так, как будто специально хотят увеличить доходную часть российского бюджета. Атака на нефтяной комплекс Саудовской Аравии спровоцировала и всплеск цен на нефть, и еще более стремительный рост состояний владельцев российского нефтегаза, а вот рубль, когда–то быстро отзывавшийся на любые колебания нефтяного рынка, отреагировал сравнительно вяло, словно старался не создавать никаких проблем бюджетным расходам.

Проще заблокировать

Да, собирать и складывать деньги власти научились, но собранные суммы почему–то не помогают экономическому росту, прогнозы которого только снижаются. Как подсчитала Счетная палата, даже расходы на нацпроекты, призванные оживить экономику, отстают от графика. Вместо 1,7 трлн рублей потрачено только 559 млрд. То есть за полгода план не выполнен даже на треть. При этом "медленнее" всего финансируется проект "Цифровая экономика", который, по идее, находится в фокусе внимания самого большого начальства. На него израсходовано не более 8% выделенных средств. Но, если учесть, что большинство начальственных инициатив в цифровой экономике сводится к требованиям "заблокировать", "изолировать" и "распознать", может быть, оно и к лучшему.
Впрочем, по оценке экономистов, даже если бы все 13 нацпроектов были профинансированы на все сто, это вряд ли бы добавило к темпам экономического роста больше, чем полпроцента.
Странно — вроде бы и макроэкономическая ситуация стабильна, и цены на нефть высоки, и государство даже готово как–то тратить деньги, но экономика продолжает стагнировать, причем который год подряд. Вся эта официальная статистическая эквилибристика вокруг 1–1,5% роста никого не должна обманывать. Но никак нельзя сказать, что плохо идут дела у самого крупного бизнеса, тесно интегрированного с государством. Всего неделю назад двое лидеров российского списка Forbes в один день увеличили свое состояние на $400 млн суммарно.
Похоже, проблемы российской экономики не могут быть исправлены никакими денежными вливаниями и никакой "организационной работой". Все гораздо хуже — именно сложившаяся хозяйственная (экономической ее как–то не назовешь) модель полностью отвечает интересам людей, действительно принимающих решения.

Денег в руки не давать

Бесконечным накоплением денежных средств начальство занимается ведь не просто из желания собрать побольше денег в одном месте. Это производная от памяти о кризисе двадцатилетней давности, 1998 года, причиной которого стала именно неспособность государства ответить по своим долговым обязательствам. Плохо, рассуждает начальник, если я кому–то должен, этот кто–то может попросить все вернуть. Ладно чужой, мои долги — его проблемы, а вот как быть со своими? Им не скажешь — нет денег! Бюджетный профицит куплен ценой сокращения социальных расходов и падения уровня жизни населения? Не жили богато, незачем и начинать, так рассуждает начальник. При этом власти действительно стараются улучшить жизнь населения — но так, чтобы это не повысило покупательную способность. Готовы выделять средства на строительство дорог, укладку трамвайных рельсов и даже на "экологию", только бы не дать людям денег в руки.

И какая от этого польза

Начальников можно понять! Гипертрофированный бюджетный сектор играет с российским рынком труда злую шутку — рост зарплаты в частном секторе, чудом случись он, обернется необходимостью повышения зарплат в секторе бюджетном. А бюджетные расходы в сочетании с низкими зарплатами персонала — фундамент прибыли окологосударственных компаний.
Да, теоретически рост доходов может привести к оживлению деловой активности в малом и среднем бизнесе, заточенном на решение повседневных проблем. Но такая активность никак не поможет реализации глобальных "проектов", да и налоговая база сильно не вырастет: во всяком случае, таможенные пошлины, НДПИ и НДС собирать намного проще, чем гоняться за каждым самодеятельным предпринимателем.
На самом деле российская руководящая верхушка, вроде бы требующая экономического роста, не очень понимает, что это (а тем более "прорыв") может дать непосредственно ей. Человека, богатеющего на четверть миллиарда долларов в день благодаря существующей структуре национальной экономики, трудно убедить в том, что трансформация этой структуры будет ему хоть чем–то полезна.