Карашаш Ногаева Все статьи автора
18 сентября 2019, 14:20 1426

Шарики за ролики. Переход на кассетные подшипники вызовет нездоровую конкуренцию на рынке

Фото: vostock-photo

Министерство транспорта РФ решило с 2021 года перевести конструкции железнодорожных вагонов с роликовых подшипников на кассетные. Ведомство считает, что нововведение увеличит срок службы железнодорожных колес, при этом игроки рынка отмечают, что это может привести к росту расходов на доставку изделий, а также увеличению их стоимости.

Роликовые подшипники, которые теперь планируется заменить, большей частью производятся российскими компаниями, в то время как кассетные подшипники производят предприятия, являющиеся отделениями крупных иностранных компаний. Кроме того, на внутреннем российском рынке практически невозможно найти комплектующих для новых подшипников, и их чаще всего также заказывают из-за границы. Все это вкупе может привести к нездоровой конкуренции на рынке.

Властелины полуколец. Система внутригородских железных дорог может стоить 170 млрд рублей

Властелины полуколец. Система внутригородских железных дорог может стоить 170 млрд рублей

7179
Дарья Кильцова

Локализация подшипников

"Перспективное развитие железнодорожного транспорта, решение задач по повышению пропускной и провозной способности, снижение эксплуатационных затрат, а также более эффективное использование подвижного состава, повышение его надежности невозможно без усовершенствования конструкции грузовых вагонов, внедрения новых перспективных узлов и деталей", — считают в Минтрансе.

Инициативу по введению новых деталей поддержали в РЖД. Для перехода с роликовых подшипников на кассетные планируется локализация производства последних в России и увеличение производственных мощностей, в связи с чем производителям кассетных подшипников было рекомендовано принять меры по обеспечению полного производства этой детали только на территории страны.

Чиновники считают, что нововведение увеличит срок службы железнодорожных колес и снизит издержки владельцев вагонов. Переход планируют осуществить в течение ближайших 8-10 лет. В Минтрансе указывают, что использование кассетных подшипников имело положительный эффект. В РЖД к этому добавляют, что переход на эту деталь хорошо скажется на снижении отцепок грузовых вагонов во внеплановый ремонт и приведет к снижению затрат владельцев подвижного состава. По их подсчетам, колесная пара, оборудованная кассетными подшипниками, способна прослужить 11-20 лет.

Дополнительные расходы

Владимир Прокофьев, советник генерального директора ООО "БалтТрансСервис", президент Ассоциации перевозчиков и операторов подвижного состава железнодорожного транспорта (АСКОП) отметил, что при переходе с роликовых на кассетные подшипники возможны значительные расходы на доставку изделий: "В настоящее время в оперативном управлении ООО "БалтТрансСервис" находится 12,5 тыс. вагонов, по которым зона ответственности за проведение плановых ремонтов — за нашей компанией. Под указанными вагонами эксплуатируется 50,3 тыс. колесных пар, оборудованных буксовыми узлами с роликовыми подшипниками. Для замены данных роликовых подшипников на кассетные нашей компании предстоят значительные дополнительные расходы", — отметил он в колонке для информагентства "РЖД-Партнер".

По подсчетам Прокофьева, стоимость комплекта кассетных подшипников на одну колесную пару составляет около 56 тыс. рублей. Поэтому дополнительные расходы на приобретение комплектующих для переоборудования всех колесных пар составят 2,8 млрд рублей в течение 3 лет при выполнении плановых ремонтов вагонов. При этом возникнет необходимость в приобретении дополнительного оборудования — стенда для напрессовки подшипников, стоимость которого составляет около 2 млн рублей. Также он ожидает возможный дефицит кассетных подшипников и резкого роста их стоимости из-за повышения спроса.

Железные дороги онлайн. Петербургская "Комита" запустила электронную площадку для аукционов РЖД

Железные дороги онлайн. Петербургская "Комита" запустила электронную площадку для аукционов РЖД

1107
Максим Мунгалов

Одновременно Прокофьев отметил, что в целом при вводе кассетных подшипников снизятся нарушения при ремонте вагонов и сокращение внезапных отцепок вагонов.

Сейчас роликовые подшипники производятся на заводах, входящих в группу "ЕПК" ("ЕПК Саратов" и "ЕПК Степногорск"). Кассетные подшипники большей частью производят на заводах, принадлежащим иностранным компаниям SKF, Amsted Rail и Timken по зарубежным технологиям. Поэтому при резком переходе на новый тип детали первые заводы могут оказаться не в самом выгодном положении.

"Некоторые участники рынка предполагают, что подшипниковая реформа проводится в интересах тех, кто намерен подмять под себя рынок вагоноремонта. Ведь модернизация огромного количества вагонов — тоже отличная возможность заработать. И у того, кто получит контроль над вагоноремонтными мощностями (и, судя по реалиям российского бизнеса, бенефициар уже определен) будет огромный государственный заказ и грандиозный фронт работ на много лет вперед", — пишет "Независимая газета".

Ранее собеседники "Коммерсанта" в отрасли отметили, что подобный перекос в сторону иностранных корпораций может вызвать значительную зависимость рынка от этих компаний, потому что ни SKF, ни Timken, ни Amsted Rail не раскрывают секреты технологий по токарно-механической обработке и термообработке металла для подшипников, что является ключевым моментом в создании этих деталей. В результате производство кассетников может оказаться полностью в руках иностранных корпораций, что идет вразрез с идеей о локализации. Помимо этого, реформа по подшипникам также проходит на фоне приватизации вагоноремонтных компаний ВРК-1, ВРК-2 и ВРК-3, которые смогут претендовать значительную долю госзаказов по модернизации железнодорожных составов России и установке тех самых кассетников.

В SKF при этом корне не согласны с этим утверждением: "Переход от цилиндрических роликовых подшипников к так называемым кассетным подшипникам приведет к улучшению в производительности и сроке службы железнодорожных подшипников. SKF поставляет на рынок продукты, которые требуются в России, и мы занимаемся этим уже несколько лет. Обращаем ваше внимание, что все кассетные подшипники, которые мы продаем в России, также производятся на нашем заводе в Твери, поэтому они производятся на локальном уровне. В Твери мы также инвестируем средства в новое оборудование для термообработки, что позволит сократить выбросы углекислого газа на две трети", — рассказал "ДП" представитель компании Тео Чельберг.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама