Обыкновенный лоббизм

Помимо опроса бизнесменов из числа участников Рейтинга миллиардеров и "Топ–100" "ДП" спросил о самых влиятельных петербуржцах у представителей экспертного сообщества

Их оценки, само собой, разошлись, однако обратим внимание, что заметная часть названных фамилий совпала с медианной точкой зрения крупного городского бизнеса.
Самые влиятельные бизнесмены Петербурга — Эдуард Тиктинский (RBI), Игорь Лейтис ("Адамант") и Александр Савельев (банк "Санкт–Петербург"). Это те люди, которые живут в Петербурге и делают здесь бизнес, зарабатывают деньги.
Я не очень хорошо знаю питерский истеблишмент. Могу только сказать об управленцах, выходцах из Петербурга, которые занимают какие–то государственные посты на федеральном уровне, но продолжают поддерживать Петербург. Здесь, безусловно, Валентина Ивановна Матвиенко, Виталий Леонтьевич Мутко, глава "Ростелекома" Осеевский, Алексей Миллер. Фигуры, которые сразу вызывают ассоциативный ряд.
И еще, конечно, я бы добавила Гергиева! Его влияние очень глобальное, даже международное, когда ты через культуру выстраиваешь такие социальные сети, связи, которые помогают и России, и Санкт–Петербургу с точки зрения позиционирования нашей страны и культуры.
Я бы мерила вклад и эффект человека через разные инструменты, на которые он может влиять с точки зрения развития города. Создание комфортной среды в городе, каких–то инфраструктурных и социальных проектов. Потому что просто влияние, когда человек занимает какую–то высокую позицию, но не оказывает никакого положительного влияния на город, не дает ему права занимать ведущие позиции в этом рейтинге.
Один из критериев влиятельности — это должен быть предприниматель, который давно на рынке и делает что–то полезное обществу. Я бы еще добавил, что он использует инновации, делает то, чего не делают другие. Но главное — чтобы его бизнес нес развитие городу и стране.
Другой важный критерий — влиятелен человек, который построил свой бизнес самостоятельно, с абсолютного нуля, а не на базе каких–то готовых активов или связей с чиновниками.
И, конечно, не следует считать влиятельными тех, кто жульническим или обманным путем завладел имуществом или нажил капитал.
Влиятельных бизнесменов в Петербурге немало, но первыми мне в голову пришли Андрей Молчанов, Андрей Рогачев и Вадим Лапин.
Влиятельными людьми в строительной отрасли Петербурга являются Евгений Барановский, заместитель председателя комитета по строительству, Юрий Кабушка, врио директора ГБУ "Управление строительными проектами", Максим Шубарев, председатель совета директоров Setl Group.
Я негативно отношусь к тому, что в рейтинги влиятельности попадают чиновники, которые занимают свою позицию в них только из–за должности. Мне кажется, это пережитки прошлого. Влиятельность сейчас распространяет не только на бизнес–круг, но и на простых людей — а на них можно повлиять светлой мыслью. Например, слово пастыря имеет большое влияние на людей. Влиятельный человек — это тот, чье слово является для людей неким подарком, они этого слова ищут и ждут. Влиятельные люди свободны в своем положении и высказываниях. Поэтому влиятельными петербуржцами я бы назвал Валерия Гергиева и ректора Горного университета Владимира Литвиненко.
Самые влиятельные персоны на строительном рынке Петербурга — Андрей Молчанов и Александр Вахмистров. Этот выбор не вызывает вопросов.
Наиболее влиятельным девелопером в Петербурге считают Андрея Молчанова, основного владельца "Группы ЛСР".
Честно говоря, мне Санкт–Петербург мало знаком, но для меня время Баронова (Андрей Баронов, Венчурный фонд ABRT Venture Fund. — Ред.), Саши Андреева (бизнес–ангел, представитель венчурного фонда Almaz Capital. — Ред.) больше всего важно. Я их знаю, я с ними работаю.
Я третий год подряд возглавляю рейтинг гостиничных операторов России, но я считаю, что настоящие герои и кумиры в нашем деле — инвесторы. Без них гостиничный оператор — никто. То, что они доверяют нашей компании и мне, как ее гендиректору, решают строить отели под нашим брендом, — это в российских условиях достойно большого уважения. Многие из них начинали бизнес с нуля и постоянно развивают его, диверсифицируют проекты. Руководство Accor также можно отнести к влиятельным персонам бизнеса на мировом уровне. Пять лет назад у нас было всего 14 брендов в среднем и экономсегменте, а сегодня мы приобрели люксовые бренды Raffles, Fairmont, Swissоtel, Movenpick, американские бренды — всего их насчитывается 38.
Все зависит от того, в какой сфере работает бизнесмен и сколько платит налогов именно в бюджет Петербурга. То есть главное — это рабочие места и налог на прибыль. А все остальное — это лоббизм.