Тренд на имя

Что спасет fashion–индустрию: крепкое производство или фамилия дизайнера?

У модных брендов Петербурга есть все шансы выйти на мировой рынок. Правда, как и когда — неизвестно. И если талантливых дизайнеров в городе хватает, то остальные ниши в индустрии пустуют: ни обученных рабочих рук, ни продвижения, ни кредитования. На чем же стоит и куда движется российская и петербургская мода?

Пограничное состояние

Петербургские модные бренды выходят в свет — Старый и Новый. Но пока точечно. Судя по количеству магазинов "отечественной сборки", такое распространение похоже скорее на имиджевую историю или осторожное "прощупывание" нового рынка — но никак не на экспансию.
И все же магазины петербургского бренда Concept Club уже сейчас можно встретить не только в постсоветском пространстве, но и, например, в Индии. В свою очередь ZARINA, befree и LOVE REPUBLIC сумели "дорасти" до Польши. Не отстают и инди–бренды: пускай не розничными точками, но талантом дизайнер Юрий Питенин под знаком Saint–Tokyo завоевал сердца и гардеробы Леди Гаги и Сары Джессики Паркер.
Какими путями все же эффективнее выходить на мировой рынок? Обладая дизайнерской идентичностью и одевая звезд первого эшелона? Или имея крепкое массовое производство и создавая одежду для не столь медийных, но все же не менее привлекательных горожанок по всему миру?
"Конечно, действовать гораздо проще, если есть привязка к раскрученному имени. Но без налаженного производства успешно выйти на российский и тем более мировой рынок невозможно. Хотя покупателя, как правило, мало интересуют производственные силы бренда — удержать его можно, только своевременно обновляя коллекции и давая оптимальное соотношение качества и цены", — уверена Анастасия Пиорунская, руководитель дирекции по направлению сonsumer АО "БТК групп".
При этом путь некоторых брендов по производственно–именному признаку расходится надвое: так произошло, например, с петербургским интернет–магазином Toptop.ru от команды Lyykteam. "Мы стараемся работать на два фронта. Сначала развивали имя бренда, а затем, когда появилась возможность роста собственной фабрики, стали вкладывать все усилия в нее. Сегодня у нас на производстве работают более 70 человек", — рассказывают представители Toptop.ru.
Значит, можно быть сколько угодно талантливым, но без собственного производства петербургскому бренду вряд ли можно пробиться в пул мировых игроков? Как бы не так. "Маркетинговые исследования показывают, что скоро на рынке будут чувствовать себя уверенно только нишевые бренды: допустим, ортопедическая обувь. Но узконаправленной может быть и концепция бренда. Например, как у нашего модного дома — одежда–трансформер, в которой легко проводить целый день и путешествовать, — говорит дизайнер Янис Чамалиди, создатель именного модного дома Ianis Chamalidy. — При этом производство — ни в коем случае не самое главное. Можно отшивать одежду во всем мире на аутсорсе. И люксовые, и массовые бренды пользуются этим".

Дизайнеры — парижская "нефть"

И все же основной вопрос для российского fashion–сегмента сейчас концентрируется не на способах продвижения бренда за границу. Главная задача — создать индустрию внутри страны. С этим–то и связаны все беды отечественной моды.
"Нашей модной индустрии не хватает… индустрии, — делится парадоксом Андрей Кравцов, основатель петербургского бренда SHU. — У нас нет профессиональных выставок, дистрибьюторских фирм, агентов. В Европе есть люди, которые могут "подхватить" твой бренд и перевести его на коммерческие рельсы. В России ты сам должен заниматься и производством, и продвижением. Да и при подборе кадров зачастую приходится действовать интуитивно".
О кадровом голоде говорит, пожалуй, каждый первый предприниматель мира моды. "Многие профессии перестали существовать. Например, модистки — их больше нет! Нам пришлось создать обучающие курсы на базе мастерской, тем самым восполняя кадры", — рассказывает Ольга Рузакова, дизайнер бренда Cocoshnick, который специализируется на головных уборах, и добавляет, что в стране слабый рынок сырья, который на 90% состоит из "стоков" — остатков европейских коллекций.
"Когда государство решит кредитовать реальный сектор экономики под адекватный процент, в России появятся и производства, без которых никакой индустрии никогда не будет. За все годы работы нам не одобрили ни одного кредита. Ипотеку нашей швее — пожалуйста. Меньшую сумму производству — нет. Причем активы у нас есть, но денег не дают даже на оборудование. Инвестиции, конечно, тоже не найти: как это сделать, если срок окупаемости производства — годы? Вот почему в деле остаются только очень организованные, принципиальные люди", — делится мнением дизайнер Кристина Урусова, создательница бренда Christina Urusova.
По словам дизайнеров, даже попытки поддержать индустрию "сверху" не привели к успеху. "Есть два пути развития модной индустрии: горизонтальный и вертикальный. Горизонтальным пошли в Китае и Турции — создали производство. Нам же необходимо вертикальное развитие — инвестиции в креатив. Например, в Париже нет нефти, но есть дизайнеры, поэтому туда и едут со всего мира. У нас же важности в этом не видят: государство выделяет фирмам беспроцентные кредиты, но в итоге мы ими не можем воспользоваться — деньги оседают в банках. Создается иллюзия поддержки, а на деле малый бизнес не может поднять головы", — обрисовывает ситуацию Янис Чамалиди. И добавляет, что его модный дом совместно с другими профильными компаниями даже был вынужден организовать свой модный кластер, резиденты которого смогут объяснить власти, что именно необходимо модной индустрии.
Но даже находясь в эпицентре вихря из проблем, российские и петербургские бренды умудряются выбиваться на мировой рынок. Значит, определенный потенциал есть.
Вопрос лишь в том, будет ли он наконец реализован.