Карт–бланш. Единая карта петербуржца как инструмент бизнеса

Проект "Единая карта петербуржца" (ЕКП) стартовал очень бодро. Идеологически ЕКП отличается почти от всех своих собратьев в других регионах. Социальных функций в карту интегрировано пока немного, зато коммерческих партнеров у проекта уже масса. Еще одна особенность ЕКП — чтобы стать ее владельцем, не обязательно быть петербуржцем. Это тоже привлекает частный бизнес к сотрудничеству со Смольным.

Оформить ЕКП может любой гражданин страны старше 14 лет. Для этого достаточно предъявить паспорт, СНИЛС и полис ОМС. По словам Алексея Вагаткина, и.о. директора ГКУ "Центр информационного сопровождения" (оператор проекта), возможность оформить ЕКП любому гражданину России изначально закладывалась в концепцию проекта, поскольку "Петербург является крупнейшим субъектом СЗФО по экономическому потенциалу, вторым городом в России по численности населения и одним из самых притягательных для внутренних мигрантов регионом". Также решение выдавать карту всем гражданам РФ принято "с целью социальной интеграции иногородних студентов и жителей Ленинградской области и учета их интересов".
Предполагалось, что электронный носитель обеспечит жителям Петербурга комфортный доступ к государственным и коммерческим услугам и заменит сразу несколько документов. На практике на ЕКП пока записывают только медицинский полис, СНИЛС и цифровую подпись. А вот среди коммерческих компаний уже выстроилась очередь на вступление в проект — торговые сети, аптеки, платные клиники, АЗС, театры, музеи, туроператоры. В их числе оказался даже ГУП "Петербургский метрополитен".
У каждой из бизнес–структур свой интерес, и отсутствие требования к прописке владельца карты им даже на руку — они расценивают ЕКП как дополнительный канал продаж по всей стране.
СПб ГКУ "ЦИС" при разработке проекта ЕКП изучило опыт аналогичных проектов, в частности, в Москве и Подмосковье, Башкортостане и Татарстане. На основании анализа было решено использовать многоэмитентную схему выпуска ЕКП "с целью ухода от монополии кредитных организаций и стимулирования конкуренции между ними". При этом оператор ЕКП подчеркивает: проект уникален тем, что карты выпускаются банками–эмитентами без привлечения бюджетных средств.
Аналогичный проект в столице (карта москвича) позиционируется как продукт для льготных категорий — студентов, инвалидов, будущих мам и ряда работников госучреждений. Соответственно, все предоставляемые частными компаниями скидки по этой карте предоставляются льготным категориям (хотя, по словам разработчиков, уже тестируются решения для всех москвичей, в которые "вшивались" бы документы, скидки партнеров и транспортная карта).
В Башкортостане социальная карта также выдается только определенным категориям и содержит в себе информацию об основных льготных документах ее держателя. Наиболее похожа ЕКП на карту жителя Татарстана — ее также может получить человек без прописки, при этом у нее также множество коммерческих партнеров.
Бывший директор ГКУ "ЦИС" Денис Щербаков подчеркивает, что опасаться излишнего спроса на ЕКП со стороны туристов не стоит, поскольку они столкнутся с техническими трудностями. "Вряд ли турист будет ждать выпуск карты 14 дней", — считает он. К тому же, по его словам, ограничение выдачи ЕКП по наличию прописки привело бы к тому, что ее не смогли бы получить, например, жители Кудрово или Мурино.
Несложно предположить, что помимо петербуржцев значительную часть держателей ЕКП составят жители Ленинградской области. В администрации региона говорят, что не принимали прямого участия в разработке ЕКП.
В ГКУ "ЦИС", в свою очередь, подчеркивают, что "развитие социальных, экономических, транспортных и других проектов осуществляется в тесной интеграции и сотрудничестве двух регионов, поэтому представляется искусственным и необоснованным лишать жителей Ленобласти возможности пользоваться преимуществами ЕКП".
Отметим, что сегодня заявления на получение Единой карты петербуржца написали около 170 тыс. человек, а получило их всего 78 тыс.
Подобный разрыв в ГКУ "ЦИС" объяснили летним сезоном — активность получения карт снижена, поскольку "карта ждет своего владельца, который находится на море или у бабушки в деревне".

Подземные игры

Одним из главных участников льготной программы для владельцев ЕКП стало ГУП "Петербургский метрополитен". Распоряжением, подписанным главой комитета по тарифам Дмитрием Коптина, с 1 сентября по 31 декабря плата за одну поездку в метро при оплате картой "Мир" составит 35 рублей, а если это будет ЕКП на базе "Мира" — 30 рублей. Сейчас стоимость проезда по банковским картам — 45 рублей.
Решение о снижении тарифа было принято на основании обращения ГУП "Петербургский метрополитен", сообщил "ДП" Дмитрий Коптин. ГУП, в свою очередь, ранее заключил соглашение с оператором карт "Мир" — АО "Национальная система платежных карт" (НСПК). Разница между обычным и сниженным тарифами будет компенсирована НСПК и "не требует дополнительных расходов из бюджета Петербурга", подчеркнул председатель комитета.
По его словам, соглашение направлено на стимулирование граждан осуществлять при оплате проезда в метро безналичный расчет. И по итогам эксперимента будет "принято решение о целесообразности расширения данной практики в отношении наземного транспорта".
В свою очередь, представители НСПК рассказали "ДП", что их цель участия в проекте ЕКП — сделать карту "Мир" частью повседневной жизни человека. "Для этого прежде всего должно быть выгодно и удобно ею расплачиваться. Возможность сэкономить на оплате ежедневных покупок и на проезде в метро позволит жителям города оценить преимущества национальной платежной карты и созданной на ее основе ЕКП", — пояснили в пресс–службе компании.
По данным НСПК, в первом полугодии 2018 года было совершено 728 тыс. операций по оплате проезда в метро с помощью карты "Мир", а ее доля в общем количестве межбанковских платежей в городе составляла 2,8%. С января по июнь 2019 года количество межбанковских операций почти в 2 раза превысило 2 млн, или 4,7% от общего числа операций по картам "Мир" в городе.
"Кроме того, привычка оплачивать бесконтактной картой проезд в транспорте будет способствовать росту безналичных платежей и в других категориях торгово–сервисных предприятий", — заключили в НСПК.
Для держателей карт Visa и Mastercard никаких послаблений не вводится. В петербургском УФАС сообщили "ДП", что готовы дать правовую оценку действиям комитета по тарифам, если получат от этих платежных систем заявления. В Visa и Mastercard взяли паузу на размышление и не смогли предоставить оперативный комментарий.

Всероссийская выгода

В отличие от "Петербургского метрополитена", остальные участники проекта (театры, музеи, магазины) будут предоставлять скидки и льготы за свой счет, дополнительных расходов из городского бюджета не предполагается, пояснили в ГКУ "ЦИС".
В "ТД Интерторг" (сети магазинов SPAR и "Народная семья") заявили "ДП", что участие в программе не приносит им прямой финансовой выгоды, однако холдинг "хочет поддерживать сервисы, комфортные для покупателей".
По их словам, по функционалу ЕКП приравнивается к клубным картам торговых сетей, и воспользоваться ею в московских магазинах можно уже сегодня. "После регистрации на нашем сайте ЕКП начинает работать для покупателя как полноценная карта лояльности. Таким образом, мы получаем новых лояльных клиентов, и в этом случае, с нашей точки зрения, никакой разницы между ЕКП и клубной картой наших сетей нет", — добавили в холдинге.
Аналогичной позиции придерживаются во всех коммерческих структурах — они поддерживают расширение географии проживания "петербуржцев" в интересах бизнеса.
"Мы постоянно стремимся сделать наши сервисы доступными и удобными максимально широкому кругу покупателей. Интеграция нашей карты с ЕКП избавляет жителей Петербурга от необходимости использовать большое количество пластиковых карт, а также расширяет доступ горожан к преимуществам нашей программы лояльности", — рассказала директор по маркетингу "Пятерочки" Александра Калюкина.
В "ВымпелКоме" подчеркивают, что коллаборация с ЕКП (тариф "Социальный пакет") — это возможность увеличения абонентской базы. "Среди наших клиентов большое количество гостей города — туристов и рабочих из других стран, приезжающих из соседних областей "покорителей Петербурга", жителей Ленинградской области", — рассказывает руководитель пресс–службы оператора Анна Айбышева. Она подчеркивает, что компании важно, чтобы "петербуржцы относились к ней как к социальному ответственному бренду, который активно участвует в жизни города и поддерживает горожан".
"Мы рады принять в музее всех желающих. Возможно, благодаря этому проекту люди найдут возможность чаще посещать музеи, знакомиться с новыми программами, рассматривать музей и в качестве концертной / театральной площадки", — заявили в пресс–службе Всероссийского музея А. С. Пушкина.
Проект ЕКП стартовал в мае текущего года. Как ранее писал "ДП", в нем участвует Сбербанк, ВТБ и "Санкт–Петербург". До конца года в планах выпуск 400 тыс. ЕКП.
В Петербурге, по данным ЦБ, за I квартал 2019 года банками выпущено около 500 тыс. новых карт, их общее число достигло 14 млн. Из них карт "Мир" эмитировано около 160 тыс. (всего таких карт 2,2 млн), их доля в общем объеме достигла 15,7%. Таким образом, только за счет ЕКП доля карт "Мир" может вырасти до 19%.

В контексте

Проект Единой карты петербуржца (ЕКП), который надолго завис в стенах Смольного, наконец стал реальностью и на поверку оказался на удивление симпатичным. Социальных сервисов в ЕКП пока немного, а вот коммерческое наполнение вполне привлекательно, причем не только для питерцев, но и для жителей области, иногородних студентов и других.
Чего стоит только снижение стоимости проезда в метро по меньшей мере на ближайшие 4 месяца. И — что важно — без дополнительной нагрузки на городской бюджет.
В свою очередь, власть получила в руки уникальный инструмент. Теперь СПб ГКУ "Центр информационного сопровождения" — не просто казенное учреждение и оператор ЕКП. Это своего рода огромный общегородской сервер, который будет знать о нас гораздо больше, чем раньше. Например, как часто мы записываемся на прием к доктору и какой именно узкий специалист нам нужен, на каком виде транспорта нам удобнее переместиться из точки А в точку Б и не получает ли долларовый миллионер копеечную социальную выплату, которая ему и не нужна.
Получается, что ЕКП — своего рода альтернатива Петростату. Причем более современная и продвинутая. И по мере роста числа владельцев ЕКП картина, которую будет рисовать "второй Петростат", будет становиться все более релевантной.
Главный вопрос — как власть распорядится этой big data. Наверняка любому петербуржцу станет некомфортно, если он узнает, что его способы перемещения по городу и другой массив персональной информации станут доступны силовикам. Поэтому для проекта ЕКП с репутационной точки зрения очень важно оставаться чисто гражданским.
Зато для экономического и социального блоков Смольного это просто кладезь. Не секрет, что в Петербурге (да и во всей стране) законы о социальных льготах принимаются во многом на ощупь: просчитать точное число получателей выплат — непростая задачка для власти. Еще сложнее установить справедливые критерии нуждаемости и адресности. А если в подсчеты вкрадывается ошибка, это вызывает массу негатива — от недовольства граждан, которых льгота незаслуженно обошла стороной, до необходимости постоянно корректировать бюджет.
Точно так же отчасти на ощупь формируется и экономическая, и транспортная политика города. А тут в распоряжении — мощнейший цифровой ресурс, который, используя любые выборки (по возрасту, полу, профессии, району проживания и даже по потребительским предпочтениям), способен давать подсказки, как расставлять приоритеты в развитии той или иной сферы. Главное — грамотно этим распорядиться.
Мы откликнулись на предложение принять участие в реализации проекта ЕКП, предоставив скидку 10%. Это еще одна возможность привлечь в театр новых зрителей, дополнительно увеличить посещаемость наших постановок. В свою очередь, ЕКП позиционирует театр в качестве партнера, так о наших программах узнают другие держатели карт и, например, представители СМИ. Мы с оптимизмом относимся к тому, что карту могут получить жители других городов. Наш театр, находясь в самом центре Санкт–Петербурга, неизменно пользуется вниманием туристов, и мы делаем все, чтобы это внимание удержать и пригласить всех в мир комедии. У театра есть и собственная карта привилегий для постоянных зрителей, которая позволяет посещать предпремьерные показы, встречи с артистами, экскурсии, а также получать скидки и бонусы от театра и партнеров.
Алексей Фрадин
директор Театра комедии имени Н.П. Акимова
Предоставляя скидку, мы рассчитываем на рост узнаваемости компании. Число владельцев ЕКП растет довольно стремительно. Каждый держатель карты рано или поздно начнет подробно изучать ее начинку, а значит, найдет в качестве партнера города и нашу компанию. В некотором смысле это новый канал продаж. Есть и еще один мотив — он связан со спецификой рынка выездного туризма. «Ника» — исконно петербургская компания, однако основная часть продаж в последние годы переместилась в наш московский офис. Участие в проекте ЕКП — это еще и возможность напомнить петербуржцам о себе
Михаил Корнышев
исполнительный директор туроператора «Ника»
Владислав Скобелев, Алексей Клепиков, Вадим Кузьмицкий