Биометрическая арифметика. ЕБС для банков не стала популярной у клиентов

Автор фото: vostock-photo

С момента введения в России единой биометрической системы (ЕБС) для банков прошел год Подключение к этой системе и создание инфраструктуры по сбору биометрических данных потребовались специальные бюджеты и ПО. Изначальная задумка была простой — дать россиянам возможность пользоваться банковскими услугами удаленно через биометрическую идентификацию. Но реальность показала, что мало кто из клиентов банков готов сдавать биометрию, а многие о такой услуге даже не слышали.

Пока ЕБС оказалась не самой удачной инвестицией. Опрошенные "ДП" банки отметили, что количество клиентов, подключенных к системе остается довольно небольшим (от нескольких сотен до пары тысяч человек в зависимости от банка), но все-таки это число постепенно растет. Вот что действительно нужно для продвижения ЕБС в массы, так это более широкое освещение услуги среди клиентов, а также выход этой технологии за пределы банковской индустрии, считают эксперты.
Никто не слышал про биометрию
Инициаторами введения биометрического распознавания граждан в банках выступили ЦБ и Минкомсвязи. Год назад "Ростелеком" запустил единую систему, в которую кредитные организации могли бы загружать биометрические данные своих клиентов, чтобы те смогли получать банковские услуги удаленно. С начала июля прошлого года российские банки, подключившиеся к ЕБС, начали запрашивать с согласия клиента изображение его лица и образец голоса. По прошествии года выяснилось, что россияне не горят желанием делиться своей биометрией.
В "Альфа-Банке" к вопросу биометрии подошли весьма тщательно — всего компания инвестировала $1,5 млн в создание инфраструктуры для подключения к ЕБС. Но, как сообщили "ДП" в пресс-службе компании, за год в систему поступили данные только 1179 клиентов банка. При этом специальным оборудованием по сдаче биометрии сейчас оснащены 354 отделения "Альфа-Банка" по всей России.
"Прошедший год показал, что большинство клиентов не понимает, зачем сдавать биометрические данные в ЕБС. Это объясняется фактическим отсутствием на рынке сервисов, доступных удаленно с идентификацией по ЕБС", — отметили в пресс-службе кредитной организации. В компании предполагают, что если к ЕБС подключатся не только банки, но и государственные органы, это стимулирует людей сдавать биометрические данные, потому что таким образом они смогут получить удаленный доступ еще и к госуслугам: "Сейчас динамика линейная — количество клиентов, сдавших биометрические данные, растет без ускорения или замедления", — добавили в "Альфа-Банке".
Директор по цифровому бизнесу "Альфа-Банка" Иван Пятков в разговоре с Forbes признавался, что в итоге ЕБС оказалась недешевым удовольствием, потому что компания вложила в технологию более миллиона долларов, но клиентов у нее нашлось мало, в результате чего оборудование простаивает. По данным Пяткова, из $1,5 млн, выделенных на ЕБС, около $100–150 тыс. было потрачено на оборудование для сбора биометрии, при этом большая часть бюджета ушла на технологии, необходимые для обработки и обеспечения безопасности для собранных данных.
В банке ВТБ напротив отметили, что инвестиции развитие биометрических систем не оказались слишком затратными: "В ВТБ стоимость одного комплекта, состоящего из видеокамеры высокого разрешения, микрофона и штатива, не превышает 20 тысяч рублей. Единоразовые расходы на интеграцию с системами "Ростелекома" незначительны. Кроме того, в действующем законодательстве нет требований обеспечить все рабочие места в отделении банка оборудованием для снятия биометрических данных, достаточно только одного комплекта на весь офис", — рассказали в пресс-службе банка.
В ВТБ провели уже несколько тысяч биометрических регистраций. В Петербурге сдать биометрию сейчас можно в 50 офисах, при этом до конца года в компании планируют оснастить нужным оборудованием всю сеть отделений банка.
"Сейчас мы разрабатываем сервис, который позволит без посещения офиса заключить договор комплексного обслуживания и открыть мастер-счет. Он будет доступен до конца 2019 года. Клиенты смогут дистанционно оформлять вклады, накопительные и текущие счета, осуществлять платежи, переводы и другие услуги. Это, безусловно, повысит доступность банковских услуг жителям и в отдаленных населенных пунктах", — поделились в пресс-службе ВТБ, добавив, что в компании также ждут расширения возможностей ЕБС и применения биометрии в государственных услугах, страховых и новых банковских услугах, потому что только в этом случае услуга может стать гораздо популярнее у россиян.

Выход за пределы индустрии

В других опрошенных "ДП" банках также отмечали либо небольшую осведомленность клиентов о ЕБС, либо непонимание того, какие преимущества может дать эта услуга.
"Чтобы применение биометрических шаблонов стало массовым, нужно чтобы технология вышла за пределы банковской индустрии. Важно, чтобы другие отрасли тоже подключились к процессу и люди могли с помощью биометрического шаблона получить различные услуги и сервисы – как государственные, так и не государственные, — присоединяется к мнению своих коллег руководитель дирекции биометрических технологий "Почта Банка" Андрей Шурыгин, — Вот тогда эта технология станет массовой, миллионной. И тогда и банки будут заинтересованы оказывать услуги на базе удаленной идентификации, и клиенты ощутят преимущества и выгоды этих технологий. Стимулом к дальнейшему развитию сервиса может стать также популяризация его преимуществ среди широкой аудитории, разъяснение удобства и безопасности этой технологии".
"Почта Банк" одним из первых среди российских банков запустил удаленную идентификацию на базе ЕБС причем как в интернет-банке, так и в мобильном приложении. Количество подключенных клиентов банк не сообщает, но известно, что сейчас сдать биометрические данные можно в 466 флагманских отделениях кредитной организации. В Петербурге необходимым для сдачи биометрии оборудованием и ПО оснащены 13 отделений банка, а в Ленобласти – 4, при этом 2 их них находятся в сельских населенных пунктах Кудрово и Мурино.
"В нашем банке по технологии удаленной идентификации уже открыты счета – как через интернет-банк, так и через мобильный банк. В основном пользуются этой услугой люди из так называемой экономически активной категории – от 20 до 50 лет, но также есть пенсионеры и молодые люди", — отметил Шурыгин.
Первым банком на российском рынке, который выдал кредит клиенту после идентификации через ЕБС, стал банк "Хоум Кредит": "Первым финансовым продуктом, который был оформлен удаленно, стал онлайн-кредит на покупку товара. Этой весной мы расширили число магазинов-партнеров, в которых можно оформить POS-кредит с использованием биометрической идентификации. Теперь оформить POS-кредит с помощью удаленной идентификации сейчас можно в пяти интернет-магазинах", — поделились в пресс-службе "Хоум Кредит".
Сейчас "Хоум Кредит" принимает биометрические данные в 158 банковский отделениях в крупных городах России, включая пять отделений в Петербурге. До конца 2019 года сдать биометрию и зарегистрироваться в Единой биометрической системе можно будет уже во всех отделениях банка. В "Хоум Кредите" отметили, что число клиентов, сдавших свои биометрические образцы, постепенно растет, но в тоже время оно остается довольно умеренным: " Постепенно эта услуга будет пользоваться большей популярностью среди россиян, особенно тех, которые проживают в отдаленных районах и не имеют полноценного доступа к банковским услугам", — отметили в компании.
Старший вице-президент, управляющий Северо-Западным филиалом банка "Открытие" Михаил Иоффе считает, что технология биометрии в России будет все еще развиваться в перспективе ближайших двух лет. До тех пор услуга так и останется нишевой: "Когда банки массово начнут предоставлять свои услуги дистанционно – без необходимости даже однократного посещения офиса, когда сформируется стоимость оказания таких услуг и появятся различные дополнительные сервисы, люди, безусловно, почувствуют удобство и выгоду и начнут массово интересоваться Единой биометрической системой", — отметил он.
В промышленном масштабе предоставлять услугу по сбору биометрических данных для единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) банк "Открытие" начал только в январе 2019 года. Однако в пилотном режиме сбор биометрических данных в офисах банка начался еще в конце 2018 года. Сейчас к ЕБС подключилось около 580 клиентов "Открытия", причем на долю Петербурга из них приходится только несколько десятков.
Сейчас услуга сбора биометрии с последующей регистрацией в ЕБС доступна в 227 офисах банка, расположенных в 54 регионах страны. В Петербурге и Ленинградской области банк оказывает услугу по записи биометрических данных в 31 офисе.