Дефицит арта. Инсталляция Рондиноне в Хельсинки

 

В середине 1990–х один мой приятель приехал в Петербург из Стэнфорда, где учился не первый год. Вернуться он был рад, только не мог совладать с раздражением, причину которого понял не сразу. А когда понял, то сформулировал ее так: "Здесь нет повседневности". Двадцать лет спустя быт в наших краях худо–бедно наладился. Однако до того, чтобы современное искусство жило у нас обычной жизнью, как в Берлине или Париже, нам еще далеко. Время от времени у нас проходят выставки мирового уровня, бывают также интересные и забавные. Однако проектов, из которых складывается программа арт–площадки в обычном европейском городе, как не было, так и нет. За этими маленькими радостями арта мы по–прежнему ездим в Хельсинки, благо рукой подать.
На днях в местном Кунстхалле открылась инсталляция Уго Рондиноне. Рондиноне — не звезда уровня Джеффа Кунса и не живой классик, как Илья Кабаков. Это крепкий середнячок из тех, кто входит в истеблишмент contemporary art. Выросший в Швейцарии и перебравшийся в Нью–Йорк, чтобы быть в эпицентре художественной жизни, он выставляется по всему миру: в Париже и Роттердаме, в Мехико и Риме, в Шанхае и Вене — и даже в Москве, в Гараже. Его спящих клоунов, радуги и окна с разноцветными витражами видели всюду. Сейчас Рондиноне очаровывает Хельсинки. В трех залах Кунстхалле дремлют клоуны всех мастей. Кто сидя возле стены, кто лежа на боку, кто ничком посреди зала. Все разуты. Несколько пар гигантских носатых башмаков висят на стенах. Костюмы один пестрее другого, на стенах оконные рамы, закрашенные в несколько ярких цветов, плюс половинки радуг. В одном зале высокое узкое окно превращено в пестрый витраж. Тут же сотни рисунков, сделанных финскими школьниками в преддверии выставки.
Не сказать, что это веселая затея. Сон клоунов озадачивает, как жутковатая сказка. Тем не менее Рондиноне понятен широкой публике и интересен даже детям, что по нынешним временам в искусстве особенно ценишь. Привезти бы наконец его, да и других художников его уровня в Питер.
А то у нас как зарубежная выставка, так либо сошедший с небес Ансельм Кифер, либо чемпионы экзотики из пекинской Военной академии художеств.
Станислав Савицкий, арт–критик