В фокусе внимания. Рынок продаж новых автомобилей стагнирует

Автор фото: Vostock-Photo

Главным событием 2019 года для дилерского бизнеса стал уход Ford из сегмента легковых автомобилей.

В 2019 году в Петербурге появилось несколько новых автоцентров. Так, холдинг "Максимум" открыл салон Audi, вложив в реконструкцию здания на Торфяной дороге 200 млн рублей. До этого дилер продавал в нем автомобили Lifan, Suzuki и УАЗ. Компания "Автопродикс" открыла на Дальневосточном пр. второй центр Renault, который расположился на бывших площадях дилера Infiniti — компании "Оникс". Инвестиции в реконструкцию автоцентра составили порядка 30 млн рублей. "Аларм–Моторс" пополнил портфель брендом Suzuki, открыв центр по продажам японских автомобилей на Коломяжском пр. по соседству с марками Ford и Peugeot.

Свернули сеть

Закрытие завода Ford под Всеволожском и прекращение продаж легковых автомобилей этой марки в России заставило ее дилеров искать замену. Это приведет к перераспределению доли продаж среди игроков рынка. Сегодня сеть официальных дилеров Ford в Петербурге насчитывает семь автоцентров: по одному у "Автополе" и "Максимум", два центра у "Рольф" и три — у "Аларм–Моторс". "Мы планируем расширить дилерский портфель марками Hyundai, Haval и УАЗ, а также открыть еще один дилерский центр Suzuki на юго–западе. Также ведем переговоры с Opel и GAC. Наиболее интересными кажутся марки с локализованным производством в России", — говорит Антон Зубак, операционный директор ГК "Аларм–Моторс".
Продажи Ford в Петербурге в первом полугодии 2019 года на фоне скидок от импортера выросли на 1%. "Но во втором полугодии, конечно, будет падение, так как объем машин практически закончился. Отдельным дилерам на этом фоне удалось существенно улучшить свои продажи. Например, "Аларм–Моторс" впервые попал в топ–3 автомобильных холдингов города по объему продаж", — отмечает Михаил Чаплыгин, генеральный директор "Auto–Dealer–СПб".
По мнению Владимира Хвостова, и.о. генерального директора АО "Евросиб–Авто–УК", от сворачивания бизнеса дилерской сети Ford потребители пострадают незначительно. "Клиенты нижнего ценового сегмента переключатся на корейские бренды, более дорогой сегмент перейдет к Skoda и Volkswagen", — считает он.
"Самое интересное в этом событии то, что, несмотря на имиджевый шум, реального влияния на рынок ни в масштабах страны, ни в масштабах Петербурга оно не оказывает. Это связано с планомерно снижавшейся и дошедшей до минимального для такого бренда уровня доли рынка. Те без малого 3%, которые занял Ford по итогам 2018 года, серьезно на перераспределение рынка повлиять не смогут", — убежден Сергей Новосельский, директор по маркетингу и рекламе холдинга "ОАК–РРТ".

От количества к качеству

Дилерские сети популярных марок уже сформированы. Готовые инвестировать в развитие бизнеса компании (в среднем по 30–50 млн рублей) находятся в поисках перспективных брендов. "Интересны те, на которых можно больше заработать. И не обязательно это будет зависеть от объема продаж. Обычно такими являются премиум–бренды или нишевые марки с хорошим объемом реализации и понятной стратегией, например Nissan", — рассказывает Михаил Чаплыгин.
"ОАК–РРТ" добавил в шоурум Nissan бренд Datsun. По словам Сергея Новосельского, это позволило частично компенсировать сокращение модельного ряда Nissan, не инвестируя значительных средств в приобретение или аренду новых центров.
"Мы постоянно оцениваем перспективы запуска новых брендов, но пока ничего интересного для Петербурга нет. Практически все бренды в регионе уже представлены, и значительного роста продаж ни один из брендов дать не сможет — это будет лишь перераспределение текущей доли рынка города, а в этом особого экономического смысла нет.
Можно, конечно, посмотреть в сторону китайских брендов, но наиболее интересные бренды в Петербурге уже представлены, а везти кого–то нового — идея благородная, но с неоправданной степенью риска, особенно если нет никакой локализации", — убежден Сергей Новосельский.
На российский рынок возвращается марка Opel, однако заявленные производителем модели не обеспечат существенный объем дилерам.
По мнению Михаила Чаплыгина, в перспективе при расширении модельной линейки, что сейчас пока еще сдерживают совместные проекты с GM, марка точно станет более интересна автомобильным холдингам.

Привлечь клиентов

По итогам первого полугодия 2019 года доля 20 ведущих автохолдингов города на рынке новых автомобилей составила 80,6%. Много лет продолжает лидировать ГК "Рольф" (16%), второе место удерживает холдинг "Максимум" (5,8%), на третью позицию по объему продаж вышел "Аларм–Моторс" (5,7%).
В целом продажи новых машин за 6 месяцев в Петербурге упали на 1,2% (до 73,8 тыс. штук) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, свидетельствуют данные "Auto–Dealer–СПб".
Непосредственно на продаже новых машин дилеры перестают зарабатывать.
"Прямая рентабельность на продаже новых автомобилей отрицательна. Дилеры при продаже новых машин зарабатывают на допоборудовании и финансовых продуктах.
Совокупный заработок на автомобиле в массовом сегменте составляет порядка 8%. Для автомобилей с пробегом аналогичный показатель составляет 13%, а рентабельность автосервиса — порядка 60%", — оценивает Антон Зубак.
"Если смотреть на показатель EBITDA, то нормальным можно считать уровень 4,5–5%. Но сейчас не многие автодилеры выдерживают эту планку. Новые, подержанные автомобили и услуги сервиса с точки зрения структуры выручки примерно сопоставимы и составляют по 20–25%. При этом гораздо больший процент в структуре прибыли составляют услуги F&I", — говорит Сергей Новосельский. Огромный потенциал для роста эксперт видит в рынке подержанных автомобилей, который пока еще слабо охвачен официальными дилерами.
Рынок новых автомобилей по итогам 2019 года покажет стагнацию или умеренный рост. Пессимистичный прогноз от "Auto–Dealer–СПб" — падение на 5%, оптимистичный — рост на 3%. "Но, судя по итогам первого полугодия, идеальным будет результат от –1% до +1%. Госпрограммы удерживают рынок от более глубокого падения, а вот факторов роста не видно, особенно когда на курс рубля влияет любой твит президента США или любая корректировка цен на нефть", — считает Михаил Чаплыгин.
"Дальнейшая динамика рынка новых автомобилей будет определяться тем, готово ли правительство предложить дополнительные меры для стимулирования спроса.
Текущие программы поддержки распространяются только на автомобили ценой до 1 млн рублей, и этого недостаточно, чтобы переломить негативный тренд.
При их сохранении в текущем объеме можно прогнозировать умеренное снижение рынка", — ожидает Владимир Мирошников, директор по развитию ГК "Рольф".
"За 5 лет с начала последнего кризиса средневзвешенная цена нового автомобиля выросла на 60% и преодолела отметку 1,5 млн рублей. Растет и средняя стоимость владения автомобилем, которая включает в себя расходы на приобретение автомобиля, услуги страхования и кредитования, топливо и техническое обслуживание.
Вышеперечисленные факторы вкупе с падением реальных доходов и перекредитованностью населения дают основания предполагать, что по итогам 2019 года рынок может потерять 2–3% по сравнению с прошлым годом", — прогнозирует Владимир Хвостов.