Как слезть с "бюджетной иглы"? Рецепт от петербургского СКА

Автор фото: Петр Ковалев
Автор фото: Петр Ковалев

Еще 30 лет назад считалось, что советский спорт построен исключительно на любительских началах, в отличие от спорта профессионального, традиционного для Европы и США. Но времена меняются, и сегодня и у нас, как и на Западе, большой спорт — это в немалой степени шоу-бизнес. Но практика финансировать спортивные клубы все еще остается традиционной, хотя, казалось бы, при тех финансах, которые сегодня вращаются вокруг профессиональных игровых клубов, этот подход должен уйти в прошлое.

Источники доходов тут, казалось бы, очевидны — это продажа прав на медийное использование бренда, распространение билетов на соревнования, размещение рекламы, коммерческие программы, продажа фирменной символики и многое другое. Во всяком случае, в странах, где система спортивных шоу существует не одно десятилетие, финансовая стратегия клубов отработана до мелочей. Есть подобные примеры и в России. И один из них — хоккейный клуб СКА из Петербурга. Несмотря на серьезного спонсора в лице "Газпрома" (председателем совета директоров клуба является Геннадий Тимченко) красно-синие стремятся зарабатывать самостоятельно.
Десять лет назад питерские армейцы были командой, собиравшей на трибунах пару тысяч особо преданных болельщиков, продажа клубной атрибутики в те дни считалась высшим пилотажем бизнес-стратегии. Однако с приходом молодого поколения спортивных менеджеров ситуация кардинально изменились.
И вот, в сезоне 2018/2019 СКА достиг уникального для российских хоккейных клубов показателя коммерческих доходов — 1 млрд рублей. Это та цифра, к которой несколько лет назад стремилось клубное руководство, объявляя о пятилетнем плане коммерческого развития. В 2016 году на ПМЭФ вице-президент клуба Роман Ротенберг говорил о том, что СКА станет первым клубом с коммерческой доходностью в 1 млрд рублей. Тогда это казалось несбыточным, а если учесть, что 10 лет назад, перед приходом нового руководства, СКА стартовал со скромных 50 млн рублей за весь сезон, размах становится еще грандиознее.
В основном такой результат удалось получить за счет повышения доходности от продажи билетов — они принесли примерно половину от общей суммы доходов. Существенно повысить экономические показатели также позволило проведение матчей на футбольном стадионе и ввод в эксплуатацию спортивного комплекса "Хоккейный город".
Еще одно направление — современный уровень работы с болельщиками. В прошлом году средняя аудитория матчей СКА составила 13 016 зрителей, прирост — более чем на тысячу человек на каждом матче. Заполняемость трибун — 90,9%. Кроме того, в СКА придумали и осуществили, а фактически вернулись к уже позабытому проведению хоккейных матчей на открытых площадках. Только два матча на "Газпром Арене", проведенные в декабре 2018 года в рамках Кубка Первого канала, собрали 140 тыс. человек и позволили сделать настоящий прорыв в билетной выручке. Всего же за 10 лет выручка от билетов выросла в 10 раз.
За то же время доходы от продажи клубной атрибутики выросли в 20 раз, а от рекламной деятельности — в 30. Десять лет назад ассортимент атрибутики составлял три позиции: шарфы, кепки и клюшки. На сегодняшний день у клуба своя сеть магазинов, а всего ассортимент насчитывает более 1300 единиц продукции. Есть и другие направления работы, приносящие реальную финансовую выгоду — это и привлечение спонсоров, и рекламные акции, и продажа прав на медийное использование бренда клуба и имиджа его ведущих игроков. И этот прорыв — результат современного подхода к организации процесса.