Регламент биржи множит риски. Об иске к брокеру и бирже из-за увеличения гарантийного обеспечения

 

В июле Арбитражный суд Москвы принял к производству коллективный иск моих клиентов к Московской бирже и компании БКС о взыскании убытков, полученных в апреле 2018 года, в результате беспрецедентного поднятия биржей гарантийного обеспечения (ГО) на срочном рынке и принудительного закрытия позиций моих клиентов брокером. В данном суде я участвую в качестве юридического представителя своих клиентов, также мной привлечены юристы и эксперты. Отмечу, что это первый подобный иск клиентов к брокеру и бирже по итогам апрельских событий (до этого клиенты выступали ответчиками по искам брокеров к ним о взыскании задолженностей, которые сами брокеры и сформировали своими сделками в апреле), и, вероятно, он будет далеко не последним. Сумма данного иска — около 200 млн рублей, и это потери только 10 истцов из сотен пострадавших.
Убытки моих клиентов в апреле 2018–го сформировались только на тех счетах, где брокер принудительно закрыл опционные позиции в дни крайне невыгодных цен и минимальной ликвидности рынка, когда это наносило счетам максимальный ущерб. При этом по тем счетам, которые брокер не тронул (при идентичной стратегии и схожих позициях), по итогам апрельских событий сформировалась прибыль.
Однако если бы не проблемы регламента биржи в части введения биржевых планок и поднятия ГО, то катастрофы на срочном рынке вообще бы не возникло. Согласно регламенту, при снижении цены фьючерса на индекс РТС на 5% внутри дня автоматически вводится временная приостановка торгов (планка) на 5 минут, после чего торги опять возобновляются, а в случае если рынок падает еще на 5% — опять вводится 5–минутная планка и т. д. Проблема не только в том, что приостановка торгов всего на 5 минут не выполняет функции погашения биржевой паники (для чего обычно планки и вводятся на мировых биржах, и при необходимости срок приостановки торгов может достигать нескольких суток). Главная проблема в том, что при достижении планки автоматически возрастает ГО по срочным сделкам, иными словами — происходит обесценивание залогов, что провоцирует панику, так как приводит к искусственной нехватке средств участников торгов. Это, в свою очередь, приводит к искусственно вызванным маржин–коллам участников торгов (закрытию их позиций брокерами), а поскольку в первую очередь маржин–коллам подвержены позиции, стоящие против движения рынка, то повальное их закрытие приводит к повышенному давлению в сторону этого движения, то есть увеличивает вероятность достижения следующей планки, которая опять приводит к повышению ГО и т. д. По этому механизму в апреле 2018 года мы получили 4 планки на фьючерсе РТС в течение суток, что привело к поднятию биржей ГО на фьючерс почти в 3 раза и геометрическому росту ГО по опционам.
К сожалению, попытки выйти на открытый диалог с биржей ни к чему не привели. В итоге это привело к повторению апрельской ситуации 25 декабря 2018 года уже во фьючерсах на нефть. Тот же механизм, те же 4 планки в сутки, ничем (кроме планок) не обусловленное отклонение цены фьючерса на 14%, череда маржин–коллов и появление большого количества должников брокерам на сотни миллионов рублей. 25 декабря мировые рынки были закрыты, таким образом, наглядно было продемонстрировано, что именно регламент биржи является самосрабатывающим механизмом по уничтожению счетов участников рынка независимо от рыночных рисков.
Илья Коровин, биржевой консультант