Мантры и рок. Интервью швейцарской певицы Дечен Шак-Дагсай и голландского продюсера Хельге ван Дейка

Швейцарская певица и целительница Дечен Шак–Дагсай более 20 лет поет мантры, получив посвящение от своего отца, тибетского ламы. Голландский звукорежиссер и продюсер Хельге ван Дейк 25 лет успешно работает с топовыми музыкантами от Цюрихского симфонического оркестра до Бобби Макферрина. Они встретились 10 лет назад и изменили жизнь друг друга.

Как и зачем — певица и продюсер рассказывают Ольге Комок в преддверии первого в России концерта 5 сентября в клубе "Морзе" и выступления на фестивале Бориса Гребенщикова "Части света".

Проект Dechen & The Jewel Ensemble начался в 2010 году с альбома The Jewel. Зачем вам, Дечен, исполнительнице мантр, прославившейся коллаборацией с Тиной Тернер, понадобился этот новый эксперимент?

Дечен Шак–Дагсай: Пение мантр — медитативное и очень тихое искусство. Это не музыка в собственном смысле слова, а практика, имеющая духовное и целительное измерения. Пение мантр трансформирует чувства, разум, и моя миссия — нести в мир эту благотворную энергию. Десять лет назад мне понадобился новый инструмент, своего рода транспорт, который доставит священные мантры людям, которые о буддизме вообще ничего не слыхали, а о целительном пении думают, что это занятие для маргиналов. Мне нужен был общий язык со светским миром — и это, конечно, музыка, популярная музыка, которую приятно слушать. Вот я и поступила как хорошая мать, спрятала лекарство в конфете.
Хельге ван Дейк: Меня порекомендовали Дечен как разностороннего продюсера. С мантрами прежде дела не имел. Мы с Дечен встретились, я и говорю: "Покажите ваши песни". А у нее их нет, только эти бесконечно повторяемые слоги и слова на санскрите. Дечен в ответ: "Вот вы песни и напишете". Был ошарашен, ведь я аранжировщик и звукорежиссер, а не композитор. Но согласился.
Дечен Шак–Дагсай: Хельге тонкий, сведущий, чуткий музыкант. Ему понравились мои идеи и голос, мы вошли в резонанс, иначе ничего бы не получилось.
Хельге ван Дейк: Основу первого альбома сделали за 10 дней. По одной песне в день. Я сидел за фортепиано, Дечен напевала, подыскивал ритмы, гармонии. Запись заняла еще 6 месяцев. Барабанщиком стал мой отец, я пригласил ситариста, флейтиста, других великолепных музыкантов… Под конец записи Дечен сказала: "Нужно добавить фортепиано". — "Где мы возьмем пианиста?" — "Зачем? Вот вы и сыграете". А я никогда прежде не играл на записи, только для себя.

Дальше — больше. После записи альбома начались концерты, в том числе такие пышные, как выступление в Карнеги–холле по приглашению Филиппа Гласса. Как вы себя чувствовали на сцене?

Хельге ван Дейк: На первом маленьком концерте с Дечен у меня так тряслись руки, что приходилось прижимать локти к роялю, чтобы нажимать клавиши. В Карнеги–холле тоже было страшно. Мы с отцом стояли за кулисами, я паниковал: на сцене Филипп Гласс, потом Лу Рид, как мы, новички, записавшие всего один альбом, после них посмеем выйти? А папа мне сказал: "Хельге, пойди поиграй прекрасную музыку, это единственное, о чем тебе стоит думать прямо сейчас". И я успокоился. У меня до сих пор перед концертами мандраж, но думаю только о том, как поймать магию момента.

Во втором альбоме Day Tomorrow появились вполне танцевальные треки, в третьем — альбоме ремиксов Sound of Day Tomorrow — звук смягчился, стал более воздушным. Куда движетесь теперь?

Хельге ван Дейк: Движемся в сторону современного звучания, но постепенно.
Мне удалось примирить Дечен с прогрессив–роком, она согласилась с ударной установкой, только не очень громкой. Теперь экспериментирую с танцевальной электроникой, но Дечен не тороплю. Мы все время находимся в поисках равновесия. В конце концов, мантры — это духовная музыка. И хотя сразу сказал, что целительство — не моя работа, но всегда помню, что миссия Дечен — не просто петь песни.
Дечен Шак–Дагсай: Пою мантры, как пела всегда, не подстраиваюсь под обстоятельства. Получила передачу мантр от своего отца, он — от своего учителя, тот — от своего, линия восходит к самому Будде. Продолжать ее — огромная ответственность. Моя мотивация должна быть чистой, я не имею права просто петь, должна мантрами обнимать каждого слушателя, как мать дитя, дарить безусловную любовь. При этом не пытаюсь обратить аудиторию в свою веру: мантры — это универсальный инструмент достижения душевного и физического равновесия.
Впрочем, так и сама музыка — классическая ли, популярная ли — обладает целительной силой, если несет любовь и сострадание.