Экскурсия с веслом. Прогулка на байдарках под мостами Петербурга

Автор фото: Александр Саенко
Автор фото: Александр Саенко

Не устанешь, зато полюбуешься.

Лето в Петербурге, как мы имеем возможность постоянно убеждаться, не только короткое, но и совершенно непредсказуемое с точки зрения погоды. И, казалось бы, не совсем актуально уже в нашем неформальном "спорт–краштесте" рассматривать варианты уличных видов спорта. Но настоящего спортсмена–экстремала, разумеется, ничто не остановит в стремлении освоить новые виды активного отдыха.
И вот, изучая, что бы еще такого протестировать, — стоит ли тратить на это время и насколько тяжело начать заниматься, когда тебе 40 с лишним, — я увидел необычное объявление о прогулках на байдарках и каяках по рекам и каналам Петербурга. Разумеется, как и все жители города, когда–то катался я на прогулочных корабликах по Неве и другим водным артериям, но вариант совместить спорт и экскурсию показался интересным.
Решено — надо пробовать. Для этого обращаюсь в клуб "Фрихайкер", который занимается проведением подобных экскурсий. Сразу выясняется, что вариантов коротких водных приключений там несколько. Помимо упомянутого весельного тура по рекам и каналам есть еще прогулки по Неве, плавание вокруг парковых островов (Елагин, Крестовский и Каменный), обзорные экскурсии с Крестовского острова к Финскому заливу и многое другое. Но меня почему–то зацепило романтическое название "Утро на Неве", и выбрал я именно этот вариант. Хотя стоило бы сперва выяснить, что в данном случае под всем этим кроется.
А утро, как выяснилось, тут очень и очень раннее. Тур начинался аж в 6:30, поэтому приехать на место встречи необходимо заранее. И это в субботу, законный выходной! Но, как часто приходится повторять в статьях из цикла "спорт–краштест", мы не привыкли отступать!
Стоит признаться, что на пластиковой байдарке я ходил всего один раз в жизни — в Крыму, зато по штормовому морю. Но тогда там стояла жара, поэтому перевернуться и вымокнуть не казалось страшным. А в Неве, тем более в этом году, вода холодная, да и погода в тот день обещала быть так себе. Организаторы даже заранее предупредили, что, скорее всего, не пойдем мы в Большую Неву, потому что, по прогнозу, ожидается слишком большая вода.
Но вот, несмотря на такую рань, я на месте. Кроме меня на набережной Лебяжьей канавки возле Института культуры собралось еще с полтора десятка таких же невыспавшихся любителей водных прогулок. Все на всякий случай одеты в быстросохнущую и при этом непродуваемую одежду.

Отчаливаем

Улыбчивая инструктор Валерия распределяет нас по парам, предлагает выбрать, кто в какой будет капитаном. На которого, кстати, ложится большая ответственность. Он не только гребет, но и управляет своим небольшим плавсредством. То есть от него зависит, впилится ли байдарка в другую или нет, перевернется или останется на плаву. Естественно, в нашей паре сразу вызываюсь быть капитаном — разве можно устоять перед соблазном немного порулить процессом?
После инструктажа нам выдают снаряжение — спасательные жилеты и шлемы, показывают, на какие байдарки и как садиться. Это, как выясняется, тоже отдельная наука — аккуратно загрузиться, при этом не перевернувшись, получается с первого раза не у всех.
Постепенно группа рассаживается и отчаливает. Валерия задает маршрут — сперва гребем по Лебяжьей мимо Летнего сада в сторону Мойки, потом сворачиваем направо, в сторону канала Грибоедова. Вода в целом спокойная, грести и управлять байдаркой сложновато с непривычки только в самом начале, зато потом уже можно сосредоточиться на окружающих видах. А посмотреть есть на что!

Вид снизу

Уверяю вас, что с байдарки, с поверхности воды, все городские достопримечательности выглядят совсем иначе, чем даже с речных трамвайчиков. Которые, кстати, в это время отсутствуют — видимо, ночные туристы уже спят, а дневные еще не пробудились.
Почти что культурный шок ждет любого при подходе к Спасу на Крови. Смотреть на собор снизу оказалось невероятным удовольствием. Купол на фоне утреннего неба, нависающая надо тобой громада — не описать словами все те эмоции, что рождаются при виде этого чуда.
Дальше — больше. По каналу Грибоедова идем мимо Дома Зингера, ныряем под Казанский мост — он длинный, невысокий. Это само по себе отдельный аттракцион. Возможно, для людей с клаустрофобией проходить под ним покажется некомфортным, мы же радостно трогаем веслами мост снизу и голосим, вызывая эхо. В общем, ведем себя как дети.
А потом мост заканчивается… Вот тут точно словами не сказать, как выглядит ранним утром Казанский собор с воды. Это надо видеть. Видеть — и восхищаться. Даже, пожалуй, наслаждаться.
Но всего понемногу. У Казанского наша группа разворачивается, идем обратно к Спасу, но по Мойке уже направляемся в другую строну — не к Лебяжьей, а к Зимней канавке. Вновь восхищаемся невероятной красотой городских набережных и сожалеем, что многое не видно в обычной жизни. Например, я много раз ходил по Большому Конюшенному мосту и рядом, но никогда до того утра не предполагал, что внизу он украшен бронзовым орнаментом. И это только одно из множества открытий!

Перевернуться не случилось

Но вот проходим под Эрмитажным мостом в большую Неву. Прогноз МЧС в тот день не оправдался — больших волн в главной петербургской реке не было. Поэтому наша группа браво направилась вдоль набережной направо, бодро обходя пристани для прогулочных кораблей. Для чего, кстати, приходилось далеко уходить от берега. Но все участники регаты с этим справились успешно, перевернуться не случилось никому.
Признаться, к концу нашего путешествия, которое длилось около двух часов, руки изрядно устали. И, входя обратно в Лебяжью канавку, на берег я смотрел с большой радостью. Плавание, разумеется, было прекрасным, но все–таки уже хотелось отдохнуть. При выходе на сушу — а это тоже достаточно опасно — никто не перевернулся. И вот стоим мы довольные и счастливые, делимся впечатлениями.
Эта прогулка на байдарке не показалась мне очень сложной — ее вполне осилит человек в любой физической форме. И, наверное, я ожидал чуть большего экстрима и нагрузки. Но зато таких ярких эмоций не испытывал давно. Даже немного пожалел, что в качестве первого водного похода выбрал именно этот — думаю, после него любой другой не покажется столь ярким. Но почему бы это не выяснить на практике?