Пижамный работник. Желающих работать на удаленке в десятки раз больше, чем вакансий

Автор фото: vostock-photo

Удаленка становится все более привлекательной перспективой для соискателей, многих даже не смущает более низкая зарплата по сравнению с коллегами, проводящими рабочие дни в офисе. Около 81% опрошенных петербуржцев и 98% опрошенных россиян хотели бы перевестись на удаленную работу. Со стороны работодателей предложение по удаленке тоже растет, но значительно медленнее.

Вместе с растущим рынком дистанционной работы, увеличилось и количество каналов по распространению подобных вакансий. Многие предпочитают искать работу уже не на традиционных интернет-порталах по подбору должностей, а в Telegram-каналах и специализированных группах в соцсетях, которые, в свою очередь, набирают по несколько сотен тысяч подписчиков.

Домашний офис

33% трудоустроенных петербуржцев работают удаленно, причем 15% являются фрилансерами и 18% — штатными сотрудниками, рассказали "ДП" аналитики HeadHunter. При этом 81% сотрудников петербургских компаний рассматривают возможность удаленной работы в будущем. Из них 21% думают о фрилансе, но все-таки подавляющее большинство (60%) хотят при этом остаться в штате.
"Опрос представителей российского бизнеса показал: 64% компаний привлекают к работе удаленных сотрудников. При этом 39% опрошенных отметили, что количество специалистов, которые работают в удаленном режиме, не превышает 5% от общей численности персонала. У трети респондентов нет такой практики в компаниях вовсе. Ряд компаний дают возможность сотрудникам работать удаленно несколько раз в неделю. Работодатель в этом случает "зарабатывает очки" в глазах сотрудника, а для работника это может стать отличной профилактикой выгорания и дополнительным плюсом работы в компании, по сути небольшим бенефитом", — отметила руководитель Центра консалтинга и развития HR-бренда клиентов HeadHunter Нина Осовицкая.
В Петербурге, по подсчетам HeadHunter, количество вакансий с возможностью удаленной работы в январе — июле 2019 года выросло на треть по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Тогда как количество вакансий на рынке в целом приросло всего на 17%. То есть со стороны работодателей также растет интерес к такому формату сотрудничества, но все же значительно медленнее, чем увеличивается желание перехода к удаленке у петербургских работников.
В полном объеме петербургского рынка труда количество удаленных вакансий все так же, как и в прошлом году, не превышает 2%. Сейчас на портале размещено порядка 17% резюме из Петербурга, в которых соискатели отметили желание работать удаленно. Более половины соискателей имеют опыт работы свыше 6 лет. Топ-сфер, в которых размещены резюме соискателей, рассматривающих удаленную работу, — "ИТ, телеком", "Начало карьеры", "Маркетинг", "Продажи", "Искусство, медиа".
Сотрудники называют разные причины для перехода на желанную удаленку. Бренд-директор компании "Зарплата.ру" Иван Чирков рассказал "ДП", что опрошенные ими соискатели рассказали, что чаще всего просто хотят ходить в пижаме и небритыми (16%), избежать личного общения с коллегами (13%), 20% хотят обедать в домашней обстановке, но при этом подавляющее большинство (75%) просто не желают тратить время на дорогу до работы.
Сейчас на сайте "Зарплата.ру" опубликовано 130 тыс. вакансий, из них 4,6 тыс. предложений в рубрике "Удаленная работа". При этом предлагаемые зарплаты варьируются в зависимости от сферы. Например, в образовании на удаленке средняя зарплата — 37 тыс. рублей против 27 тыс. рублей у сотрудников на местах. В то же время удаленные разработчики получают меньше, чем те, кто программирует в офисе.
"Надо понимать, что на разницу зарплат влияет не то, откуда ты работаешь, а множество других факторов: частичная у тебя занятость или полная, твой объем работы, KPI и пр. Например, в "Зарплате.ру" есть два SMM-специалиста. Один работает в офисе с полной занятостью, другой — удаленно по 2 часа в день. Зарплата у ребят справедливо разная. Но удаленный специалист всегда может набрать себе десяток проектов и в финале получать больше. А может и не набрать", — отметил Чирков.
"Предложение удаленной работы растет. "Безусловно, есть отрасли, например строительство или производство, где возможности для удаленной работы ограничены, — считает Александр Ветерков, заместитель генерального директора "Работы.ру". — Работодатели могут автоматизировать многие направления и сэкономить на офисе за счет найма сотрудников на удаленку. Условия удаленной работы также позволяют экономить на привлечении сотрудников в определенном городе, так как работодатели могут рассматривать кандидатов из других городов".

Телеграм-канал вместо портала

Вместе с тем растет количество альтернативных каналов распространения вакансий. Так, по данным сервиса TGStat, в Telegram сейчас можно встретить более 290 верифицированных каналов и чатов, связанных с удаленной работой или выкладывающих удаленные вакансии. Количество подписчиков у подобных каналов может варьироваться от пары тысяч до нескольких сотен тысяч человек. Например, найденный "ДП" Telegram-канал, который предлагает удаленные вакансии без требуемого опыта работы, имеет 47 тыс. подписчиков, а канал, который выкладывает удаленные вакансии, связанные только с IT и маркетингом, более 211 тыс. человек.
По аналитике того же TGStat, за последнюю неделю в Telegram встретилось 1,7 тыс. постов, предлагающих удаленные вакансии. Охват этих постов в целом варьировался от 51,2 тыс. до 819 тыс. просмотров.
"Недавно мы проводили исследование на эту тему. Опросили 7 тыс. россиян и выяснили, что 98% опрошенных хотели бы работать вне офиса. При этом только у каждого десятого реально есть такая возможность. Поэтому логично, что появляются паблики, которые помогают найти удаленную работу, курсы, обучиться работе на фрилансе", — отметил Иван Чирков.
При этом многие вакансии из пабликов и Telegram-каналов зачастую дублируют вакансии с крупных российских порталов по поиску работы, а также ссылаются на них. Поэтому они не составляют конкуренции этим порталам. Telegram-каналы, которые выкладывают уникальные вакансии, поступающие непосредственно от работодателя, чаще всего взимают отдельную плату за размещение объявления. Например, корреспондент "ДП" в ходе изучения каналов встречался с расценками от 1 тыс. до 3 тыс. рублей за объявление.

Выгодна ли удаленка работодателям

Учитывая, как рост предложения вакансий уступает росту спроса на них, можно сделать вывод, что многие работодатели сомневаются в эффективности сотрудников, которые работают вне офиса. Это неудивительно, учитывая, что результаты различных исследований по удаленной работе сильно разнятся.
На удаленную работу никогда не делали ставку, например, даже такие гиганты, как Apple и Google. Эти компании, наоборот, имеют тенденцию к строительству дорогих офисов для размещения своих сотрудников, занимающих целые улицы и кварталы в Силиконовой долине.
Одна из первых в мире крупных компаний, почти полностью перешедшая на удаленную работу, IBM, отказалась от нее в 2017 году. Еще в 2009 году около 40% из 386 тыс. сотрудников IBM по всему миру работали из дома. Компания смогла продать несколько офисных помещений почти за 2$ млрд. Но уже к 2017 году руководство компании объявило, что сворачивает данную форму сотрудничества и возвращается к работе в офисах. Причину такого резкого изменения IBM не объяснила, но многие аналитики сходились в том, что основанием могло стать снижение доходов компании. Причем это снижение не обязательно могло быть связано с большим количеством удаленщиков.
С другой стороны, многие апостолы дистанционной работы ссылаются на то, что удаленщики являются гораздо более эффективной рабочей единицей, чем офисные сотрудники, что, в свою очередь, увеличивает прибыль компании. Причина, по их мнению, состоит в том, что работники подвергаются меньшему стрессу и меньше устают, но при этом выполняют больше работы, чем работая в офисе. Так, ученые Стэнфордского университета ссылаются на опыт одной китайской компании, которая перевела всех работников call-центра на дом. В результате их производительность выросла на 13%.
Исследователи компании Global Workplace Analytics подсчитали, что средний американский бизнес может сэкономить порядка $11 тыс. ежегодно на удаленных сотрудниках за счет меньших трат на оборудование и аренду офиса, его уборку, а также воду и еду для сотрудников. Крупные компании, такие как American Express или Aetna, в среднем экономят $15-78 млн в год.
Тем не менее есть эксперты, которые сходятся в том, что удаленная работа повышает эффективность одного конкретного сотрудника, а отразится ли эта эффективность на всем удаленном коллективе в целом, зависит лишь от сферы бизнеса и стиля менеджмента.