От стартапа до обеда

 

Потребитель

В основном коворкинги пользуются спросом среди фрилансеров, удаленных сотрудников, переводчиков, программистов, дизайнеров и начинающих предпринимателей, говорят консалтеры. По мнению Ирины Баевой, можно выделить несколько характерных групп, хотя ими круг клиентов далеко не исчерпывается. "Первая — это, условно говоря, микробизнес: фрилансеры, индивидуальные предприниматели, независимые специалисты, консультанты. Им удобнее работать вне дома, но снимать отдельный офис либо дорого, либо нецелесообразно", — считает она.
Вторая группа — молодые компании, стартапы, которые используют коворкинг как промежуточное экономное решение до момента, пока бизнес не встал на ноги. После успешного старта компания перебирается в офис, зачастую у того же оператора. Есть и те, кто осознанно предпочитает формат коворкинга благодаря его гибкости и удобству. "Третья категория — крупные компании, использующие их как своего рода офис на аутсорсинге, где размещаются отдельные подразделения. Например, проектные группы или региональные команды, особенно на этапе выхода на новый рынок", — поясняет управляющий директор компании Regus в России.
"Если говорить о коворкингах класса А, то основной аудиторией становятся крупные компании и даже отделы корпораций. В феврале проект "Яндекс.Маркет" полностью поменял офис компании на долгосрочную аренду в коворкинге. Совсем недавно вышел релиз о том, что МТС заняли 600 мест в одном московском проекте. Нам поступил запрос на аренду 200 мест в одной локации от крупной международной IT–компании, а весь московский "Практик" уже хочет снять IT–отдел корпорации — и это притом, что к реализации этого проекта мы еще даже не приступили. Одним словом, можно с уверенностью сказать, что вскоре очень и очень многие крупные компании захотят "отсадить" креативные и IT–отделы в коворкинги", — рассказывает Владимир Дорофеев, исполнительный директор сети коворкингов "Практик". "Банки, транскорпорации, страховщики, IT–компании — все они охотно обосновываются в коворкингах Европы. Скоро этот тренд приживется и у нас", — добавляет Александр Шарапов.

Перспективы есть

Эксперты позитивно оценивают перспективы рынка. "С развитием информационных технологий люди становятся мобильнее, уменьшается их привязанность к конкретному офису и рабочему месту. Коворкинг как более гибкое решение отвечает новым тенденциям — можно арендовать место на несколько часов или дней, чтобы воспользоваться только переговорной", — говорит Дмитрий Кузнецов, замдиректора департамента услуг для арендаторов и офисной недвижимости Colliers International. "Число клиентов будет увеличиваться вместе с ростом подобных пространств — то есть на 20–25% ежегодно. Популярность коворкингов будет увеличиваться и дальше, у рынка есть огромный потенциал, потому что все больше и больше компаний отходят от классической модели организации работы в офисе и выбирают гибкий подход", — говорит Ирина Баева.
По оценке JLL в Санкт–Петербурге, сейчас рынок гибких пространств занимает лишь 0,5% от общего предложения офисов классов А и В в городе. "Для сравнения: в Москве объем гибких пространств — это 0,7% от качественного офисного рынка, а в Лондоне и Амстердаме — лидерах по развитию данного сегмента — 5,1% и 6,8% соответственно", — подсчитал Вячеслав Фадеев.