Источник узнал о решении моряков вместо эвакуации спасти подлодку в Баренцевом море

Автор фото: Петр Ковалев/ТАСС
Могилы членов экипажа атомной подлодки "Курск" и станции АС-31 на Серафимовском кладбище.
После возгорания на борту весь экипаж атомной глубоководной станции АС-31 мог эвакуироваться на лодку-носитель, но вместо этого подводники решили действовать в полном соответствии с "Руководством по борьбе за живучесть подводных лодок" ВМФ России и до последнего боролись за живучесть станции. Шесть гидронавтов покинули АС-31, еще 10 остались бороться с аварией. В итоге, когда готовилась эвакуация, произошел взрыв аккумуляторной батареи и погибли все 14 моряков.
По словам источника газеты "Коммерсант", близкого к расследованию, дым в аккумуляторном отсеке на борту подлодки возник во время стыковки станции с лодкой-носителем. Его причиной могли стать проблемы в электросистеме станции либо дефект кабелей, который мог привести к их разогреву с последующим оплавлением изоляции. Источники пояснили, что возгорания на подлодках не бывает, поскольку они выполнены из негорючих материалов. По этой причине любой дым объявляется пожаром, а подводникам приходится бороться с ним практически на ощупь.
На начальной стадии авария не представляла большой опасности для экипажа, который мог эвакуироваться через шлюзовое устройство на лодку-носитель. Однако "Руководство по борьбе за живучесть подводных лодок", действующее в ВМФ, предписывает каждому члену экипажа оставаться в том отсеке, где его застал пожар, и бороться с ним. Оставление горящего отсека без приказа влечет за собой уголовную ответственность. Экипаж предпочел действовать в соответствии с этим документом. 10 моряков остались ликвидировать аварию.
Во время осмотра станции выяснилось, что в борьбе за живучесть аппарата гидронавты израсходовали все имевшиеся на борту средства пожаротушения. Кроме того, экипаж за 40 минут "издышал" все изолирующие дыхательные средства, затем — запасы портативных дыхательных устройств, после чего офицеры использовали шланговые дыхательные аппараты. Командир запросил разрешение на эвакуацию, только когда моряки начали терять сознание. По словам источника, офицеры-гидронавты погибли в результате взрыва аккумуляторной батареи, когда на помощь пострадавшим пришли четыре гидронавта сменного экипажа. Они встречали тушивших пожар у шлюзового устройства, тогда люк между двумя кораблями снова загерметизировали. Предполагается, что вскоре после этого и произошел взрыв. Все находившиеся там погибли.
Опрошенные газетой эксперты допускают, что к взрыву привели экстремальные режимы работы батареи. Они полагают, что из-за оплавления изоляции могло произойти короткое замыкание, вызвавшее сбои в энергосистеме станции и регулирующей ее автоматике. Кроме того, ряд специалистов рассказал о проверке террористической версии взрыва. По их словам, аккумуляторы на полигоне взрывают с помощью тротила. Их обломки сравнивают с реальными, найденными на АС-31. На станции типа АС-31 долгое время использовали серебряно-цинковые аккумуляторы украинского производства. После ухудшения отношений Киева и Москвы их заменили на российские литий-ионные батареи, которые производит санкт-петербургский завод ОАО "Аккумуляторная компания "Ригель". Среди документации производителя были обнаружены сертификаты о том, что переданные флоту батареи прошли испытания на взрывобезопасность.
1 июля при пожаре на научно-исследовательском глубоководном аппарате в Баренцевом море погибли 14 российских подводников. По словам Сергея Шойгу, моряки были специалистами, проводившими важные исследования по изучению гидросферы. Подводники были закреплены за воинской частью, расположенной в Петербурге. Шойгу подчеркивал, что ядерная энергетическая установка на подводном аппарате "полностью изолирована и безлюдна". Он отметил, что экипаж выполнил "все необходимые мероприятия по защите установки", поэтому она находится "полностью в работоспособном состоянии".
Погибших моряков похоронили 6 июля на Серафимовском кладбище в Петербурге под тройной залп почетного караула. Их могилы находятся рядом с мемориалом погибшим на подводной лодке "Курск". 5 июля врио губернатора Петербурга Александр Беглов подписал постановление о выплате по 1 млн рублей семьям моряков. Днем ранее в Морском соборе Кронштадта прошла панихида. Ее отслужил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий.