Труды и дни. Об инсталляции "Замыкание" Петра Белого

В нашем городе на поприще современного искусства подвизаются и Эрмитаж, и Русский музей, и креативные кластеры, и галереи, но лучшие выставки проходят не в них. Эрмитаж занимается статусными проектами, до искусства наших дней здесь дело доходит постольку–поскольку. В Русский музей contemporary artists чаще всего приглашаются на коллективные выставки. У кластеров и галерей свои интересы: привлечь больше публики, отработать конъюнктуру, быть поближе к дизайну. Бесконечны фестивальные тусовки — впрочем, как раз на них и есть та свобода, без которой искусство непохоже само на себя.
Фестиваль, приуроченный ко дню рождения Достоевского, уже стал привычным. Библиотека книжной графики участвует в нем не первый год. На этот раз здесь инсталляция Петра Белого. Без Белого сложно представить современную петербургскую арт–сцену. Он один из ключевых художников, вошедших в истеблишмент в нулевые. Причем, живя в Петербурге, Белый чаще выставляется за рубежом. Его кураторские проекты тоже интересны и востребованы. Трогательно, что после затянувшегося перерыва он сделал инсталляцию не на статусной площадке, а в выставочном пространстве, горячо любимом местной художественной публикой. Библиотека книжной графики — редкое место, где занимаются искусством, не разбрасываясь по пустякам.
"Замыкание" — двухчастная инсталляция об арте, обреченном жить самим собой. Она мрачнее, чем Петербург Достоевского, и столь же стильна, как работы ленинградской графической школы, которой Белый многим обязан. Выжженные по центру листы бумаги, топчаны с полосатыми матрасами, панно из бруса, бетона и стальной лески — здесь все весомо, грубо, зримо. Неоминимализм Белого повествует о неприкаянности как уделе художника. Ведь его герой — что тот клошар, избивший Сэмюэла Беккета и своей неспособностью объяснить причину агрессии вдохновивший начинающего автора на создание "Годо". Опаленные дыры витражей и кувшинки Моне в исполнении гастарбайтеров — выставка лишь на время замыкает ток творчества. Удачна она или провальна — здесь начало новой истории, за которой следует другая, и так далее. Белый отчетливо рассказал о маете, которая изводит художника. Это мало кому удавалось.