Хоть ты тресни. Муниципальные избиркомы ни городу, ни федерации не подчиняются

Автор фото: Интерпресс
Все продемонстрированные этим летом в Петербурге предвыборные технологии — тайно назначенные выборы, искусственные очереди, исчезающие избирательные комиссии, потерянные документы — были обкатаны в ходе кампании 2014 года. И, строго говоря, не являются уникальными: они встречаются и в других регионах. Но в этот раз, в полном соответствии с законами эволюции, треша стало больше. По крайней мере такого, чтобы полицейские, вызванные кандидатами, от которых прячется избирательная комиссия, задерживали самих кандидатов, в 2014 году не было. И членовредительства тоже.
Однако изначальные ожидания, что выборы пройдут приличнее, имели под собой некоторые основания. Ведь на федеральном уровне провозглашен курс на формально чистую процедуру, а глава Центризбиркома Элла Памфилова, с какой стороны на нее ни погляди, — сплошь интеллигентный человек.
Поэтому предполагалось, что в рамках этой парадигмы будет обеспечен некоторый порядок. Однако курировали муниципальную кампанию те же люди, что и в прошлый раз, — из ЗакСа и "Единой России", имеющие в округах собственные интересы. И они стали действовать привычными для себя методами.
Как мы знаем из уроков политологии, муниципальная власть не является государственной, а муниципальные избиркомы, соответственно, ни городу, ни федерации не подчиняются. Однако, как мы знаем из личного опыта жизни в России, есть вертикаль исполнительной власти, и от нее ни вправо, ни влево отходить нельзя. Правда, из того же опыта известно, что чем дальше от царя и бога, тем вертикаль работает хуже.
Таким образом, получается совершенно безрадостная для русского либерала история. Если власть жестко все контролирует, то беспредела нет. Однако выборы на самом деле — не выборы. А если не контролирует — то вот вам, пожалуйста, беспредел. Но и выборы при этом честнее не становятся.
Отсюда напрашивается вывод, что эффективность выборов как механизма зависит не от степени вмешательства в него государства, а от степени готовности широких народных масс этим механизмом пользоваться. И следствие, из этого вывода исходящее: когда народ выбирать не хочет, нормальными выборы не сделать, хоть ты тресни.