Дмитрий Губин Все статьи автора
12 июля 2019, 08:28 5999

Одна черная, черная русалочка... Что принципиальнее для сказочного персонажа в эпоху модернити — цвет кожи или хвост

Актриса Холли Бейли, которая сыграет Ариэль в игровом ремейке "Русалочки"
Актриса Холли Бейли, которая сыграет Ариэль в игровом ремейке "Русалочки"
Фото: EPA/Vostock-Photo

Вот уже неделю я слежу за реакцией соцсетей на новость о том, что Русалочку в голливудском ремейке "Русалочки" будет играть черная актриса. На Руси в ответ — скрежет зубовный: "Вы! Там! Америкосы! Толерасты! Вконец сдурели!" Это, заметьте, кричат не пропагандисты, а искренне оскорбленные.

Будем лечить или пусть живет? Петр Талантов и его книга о доказательной медицине

Будем лечить или пусть живет? Петр Талантов и его книга о доказательной медицине

534
Дмитрий Губин

Задавать оскорбленным вопрос: "Ребят, а ничего, что у нее вообще хвост?" — бессмысленно. В ответ получишь совет катиться туда, куда… — в общем, к трансформерам. Ведь те, кто против черной Русалочки, защищают традиционные ценности, включая белый цвет кожи у сказочной героини.

Защищаемая в данном случае ценность называется расизмом. Низовая Россия, то есть та самая страна, которая действует по зову сердца, — страна расистская. Если не верите, то попробуйте снять в Питере жилье, говоря с акцентом и представляясь Фамилем Сакит–оглы Исмайловым или, не знаю, Абдуразаком Мардановичем Мирзабековым. У меня есть друг, врач, татарин из казанской глубинки по имени Рафис Фанисович. Он как раз недавно квартиру искал и теперь много чего о русском гостеприимстве может рассказать.

Однако нынешний расизм "снизу", как и парный ему патриотизм "сверху", имеет другую основу, чем, например, идеологизированный нацизм Германии 1930–х. Наш расизм — всего лишь одна из многих утешительных "традиционных ценностей", за которые хватаются люди, не знающие, чем можно утешиться в застое, которому нет конца. Как ценности расизму в этом смысле равновелики и сталинизм, и тоска по советскому пломбиру, и культ силы, и ортодоксальная церковность. Посмотрите на Зюганова — он живой носитель всех таких ценностей сразу. Каждая из них отвергает другую, но его синкретизм не смущает.

Важно, что все эти ценности — ценности прошлого: они позволяют избегать разговора о будущем. Расисты, сталинисты, коммунисты, православные патриоты, отрицатели гендерного разнообразия сходны в том, что отвергают саму идею модернити, на которой держится современный Запад и которая состоит в работе с будущим. Вариативность и изменчивость — суть модернити. Сюжет о Русалочке модернити воспринимает не как канон, а как метасюжет, каждая вариация которого способна порождать новый смысл. Вместо белой (ха!) девочки–русалки, влюбившейся в принца, может быть черный мальчик–русал, влюбившийся в нищего, и ни у кого (включая сказочника Андерсена) исключительных прав на трактовку сюжета нет. Суть в том, что любовь способна пробить сословные, расовые, видовые, родовые, гендерные границы, — а вариаций здесь миллион.

Так что проблема России вовсе не в расизме как таковом. Он следствие, а не причина, он — реакция на уход в третий мир. Эта реакция заставляет танцевать гопака, вопя: "Пиндосы с гейропейцами! У вас там скоро будут одни черные, п*** и мусульмане!" — в наивном гопничестве своем полагая, что Европа и Запад тоже живут ценностями прошлого, только боятся признаться.

Белый расизм был ведь реальной ценностью во времена Киплинга, когда белый человек колонизовал дикарей, неся им свет просвещения. И набожность была ценностью до эпохи Просвещения. И коммунизм был ценностью — до прихода коммунистов к власти. И нуклеарная гетеросексуальная семья была единственным одобряемым типом семьи в индустриальную эпоху.

Но это все кончилось и стало музеем (что, и семья? — да, и нуклеарная семья тоже. Многие ли из ваших знакомых прожили жизнь в единственном браке?). В музей идут ради занятий наукой или из любопытства, но жить там невозможно…

Хаб вам. Пользовательские ремарки об инфраструктуре вокруг Пулково

Хаб вам. Пользовательские ремарки об инфраструктуре вокруг Пулково

1304
Дмитрий Губин

И завершая… Забавно, но в том древнем немецком городе, где я сейчас живу, этим летом на открытой сцене под средневековыми крепостными стенами идет рок–опера "Иисус Христос — суперзвезда". Так вот: Иуда Искариот и Мария Магдалина там — черные. А если бы победил на прослушивании, то черным был бы и Иисус. И никого бы это не смутило и не возмутило. Может быть, потому, что черный актер Карл Андерсон сыграл Иуду в фильме "Иисус Христос — суперзвезда" еще в 1973 году. Тогда это многих покоробило (включая афроамериканцев), но с тех пор полвека вода текла.

Возможно, это довольно точно выраженная в годах дистанция между Россией и Западом.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама