11:3610 июля 201911:36
355просмотров
11:3610 июля 2019
Искусственный интеллект (ИИ) меняет рынок труда. Можно привести аналогию с электрическим освещением улиц, благодаря которому стали невостребованными газовые фонарщики. Однако развитие электрических сетей создало куда более емкую с точки зрения занятости отрасль. ИИ будет выполнять работу, которую люди либо не могут делать, либо делают, но медленно или недостаточно качественно. Однако каждое применение ИИ потребует новых специалистов, которые будут ставить задачу, обучать машину и контролировать результат. При этом у людей освободится время на анализ полученной информации, на совершенствование процессов или открытие новых направлений в работе. Ряд профессий никогда не смогут быть автоматизированы. Области человеческой деятельности, где нужно разрабатывать стратегию или задействовать эмпатию, пока недоступны машинам. Но даже здесь ИИ может помогать людям — например, разрабатывать новые лекарства или учить людей. В Китае уже есть примеры использования ИИ в качестве помощника учителя, он проверяет тесты и даже оценивает эссе.
Компаниям важно не только найти области для применения ИИ, но и подготовить людей к переменам. Понять, как они смогут перепрофилировать свои навыки, как будут использовать освободившиеся ресурсы. Работодатели, планирующие оптимизировать свои затраты на персонал при помощи ИИ, в итоге проиграют, а не выиграют. Совместная же деятельность человека и машины приведет к росту эффективности человеческого труда.
Многие предприятия, в том числе российские, уже это понимают. Например, в "Северстали" используют ИИ в труднодоступных и климатически неблагоприятных зонах, снижая, таким образом, риски для своих сотрудников. Для персонала предприятие запустило программу цифровой грамотности, которая в течение нескольких лет должна изменить представления людей о роли цифровой трансформации в их работе. Schneider Electric привлекает ИИ для помощи в принятии решений операторами, не заменяя при этом специалистов компьютером. Машины помогают предупреждать критические повреждения и поломки, освобождая время на анализ данных. ИИ имитирует производственные катастрофы, обучая людей действовать в критических ситуациях в режиме реального времени на реальных объектах.
Машины не собираются захватывать мир, однако сотрудничество с ними потребует от людей переосмысления своей роли в трудовых процессах, выработки новых навыков и более высокого уровня образования. Лидерам бизнеса необходимо уже сейчас работать со страхом перед будущим, показывая сотрудникам их новую роль в грядущих переменах. И это задача не технологическая, а управленческая.
Мария Григорьева, управляющий директор Accenture Russia