Самый дешевый билет на вакуумном поезде Hyperloop от Москвы до Петербурга в одну сторону обошелся бы в случае реализации проекта и при масштабной господдержке в 16,1 тыс. рублей, говорится в исследовании Института проблем естественных монополий (ИПЕМ). Эта сумма составляет от 13 до 18% месячных доходов среднего жителя Москвы и Петербурга. Чтобы проект окупился, до 7,6% богатейших людей России должны пользоваться системой каждый день.
Цена билета без господдержки оценивается в 27,5 тыс. рублей. "Для окупаемости проекта в течение 20 лет требуется полная загрузка капсул. Маловероятно, что каждый день между Москвой и Петербургом будут перемещаться почти 8% российских миллионеров. Поэтому сомнительно, что проект в текущих условиях сможет привлечь инвесторов, а также рассчитывать на поддержку от органов власти: Минтранса, Минпромторга и др. Аналогичную ситуацию мы ожидаем и для большинства проектов в других странах", — констатировал заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук.
Расчеты были произведены на основании открытых источников с восемью вариантами сценарных условий, зависящих от четырех основных факторов: типа системы (одно- или двухтрубная), вместимости капсулы (28 или 40 пассажиров), участия государства (полностью частный проект или субсидирование государством 50% стоимости проекта) и сроков окупаемости. Выбор направления Москва — Петербург обусловлен востребованностью направления, а также устойчивым ростом спроса на железнодорожные и авиаперевозки, наблюдаемым в последние годы.
Возможная трасса прохождения системы Hyperloop между двумя столицами должна иметь длину около 650 км, что сделает ее самой протяженной из всех обсуждаемых на сегодняшний день проектов. Стоимость ее строительства составит не менее 1,18 трлн рублей ($18 млрд). Для ее окупаемости в течение 20 лет ежедневный пассажиропоток должен составлять 4,7-14,2 тыс. человек в день в зависимости от вариантов исполнения системы и вместимости капсул. ИПЕМ отмечает, что расчеты не учитывают расходы на отчуждение земли под инфраструктуру проекта, поэтому реальная стоимость проекта и, соответственно, стоимость проезда могут быть выше.
В модели ИПЕМ заявлена скорость движения 1,2 тыс. км/ч, время в пути с учетом разгона и торможения — 33 минуты. Вместимость капсулы — 28 или 40 посадочных мест, минимальный интервал движения — 6 минут, с которым предполагается с 06:00 до 23:00 отправлять по одной капсуле в обе стороны по двухтрубной магистрали и по три — при однотрубном исполнении, а в ночное время должно ходить по одной капсуле в час или 1,5 часа соответственно.
Новая волна интереса к вакуумным поездам поднялась после презентации проекта Илона Маска в 2016 году. В России о запуске таких поездов впервые заговорили на ПМЭФ-2016. Тогда сооснователь "Суммы" Зиявудин Магомедов, глава совета директоров Hyperloop Technologies Inc. Шервин Пишевар и мэр Москвы Сергей Собянин подписали меморандум о сотрудничестве. В 2016–2017 годах предлагалось построить экспериментальную грузовую 65-километровую систему Hyperloop Зарубино — Хуньчунь (КНР). В мае 2018 года находящийся под арестом Магомедов вышел из состава совета директоров Virgin Hyperloop One.