Петербург не уникален. Чем компенсируют снижение тарифов

Снижение темпов роста тарифов (и даже ставок тарифов в некоторых случаях) в 2019 году компенсируется факторами повышения налога на добавленную стоимость и платы за капремонт. По оценкам Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), во второй половине 2019 года совокупная плата за коммунальные услуги в Санкт–Петербурге будет на 2,6% выше, чем в аналогичном периоде предыдущего года, а за ЖКУ в целом — на 3,1%.
Стоит отметить, что ожидаемый темп прироста в Санкт–Петербурге минимальный среди 15 крупнейших городов России. Впрочем, вклад этого сдерживания роста тарифов в бюджеты домохозяйств будет не определяющим. Поскольку на ЖКУ в Санкт–Петербурге приходится 9,4% от бюджетов домохозяйств (по данным Росстата), фактор ограничения роста тарифов с 4,3 до 0,4% приведет к снижению расходов домохозяйств лишь на 0,4%.
Прецеденты снижения тарифов на коммунальные услуги наблюдались и ранее. Происходит и пересмотр в сторону снижения ранее утвержденных темпов роста тарифов. Например, ИПЕМ в прошлогоднем исследовании указал примеры снижения тарифов в 2018 году (в Казани, Нижнем Новгороде, Перми и Воронеже). Так что уникальным решение, принятое правительством Санкт–Петербурга, не является.
Резервы повышения эффективности и, соответственно, дальнейшего снижения тарифов у ресурсоснабжающих компаний имеются. Вопрос в том, какие именно резервы будут использоваться. Резервы в форме приобретения инновационного оборудования или в форме экономии на фонде оплаты труда?
Было бы неверно говорить о прямой зависимости, однако пересмотр уже принятых тарифов (а утверждение решений об их индексации обычно происходит в декабре предыдущего года) в сторону снижения в течение первого полугодия явно не способствует эффективному долгосрочному развитию ресурсоснабжающих организаций.
Кроме того, сокращение тарифов вполне может привести к секвестру инвестиционных программ монополий. Однако наши оценки показывают, что в крупнейших городах нечасто выдерживается низкий темп роста тарифов в течение нескольких лет.
Алексей Фаддеев, эксперт–аналитик департамента исследований ТЭК Института проблем естественных монополий (ИПЕМ)