Кто здесь главный. Безопасность электросетей в эпоху интернета вещей

— Я знаю все! — сказала "Википедия".
— Во мне все можно найти! — похвастался Googlе.
— Я самый главный в мире! — заявил интернет.
— Ну–ну… — тихо ответило электричество.
Этот анекдот вспоминается всякий раз, когда где–то рядом происходят сбои в энергоснабжении. И если лет десять–пятнадцать назад от отключения света больше всего страдали продукты в холодильнике, то сейчас масштабный перебой в подаче электроэнергии может мгновенно парализовать работу практически всех городских систем.
В понедельник вечером примерно на час отключился свет в значительной части Петроградского района. На Кантемировском мосту остановились троллейбусы, на Каменноостровском проспекте погасли светофоры. Закрылись рестораны, магазины, прекратили работу системы видеонаблюдения, открылись электронные замки. Свет вернули довольно быстро, однако к нормальной жизни остановившиеся системы возвратились не сразу. К примеру, восстановление отключившихся серверов заняло куда больше времени, чем длился блэкаут.
В ближайшем будущем нагрузка на энергосистему будет расти. От ее стабильной работы будет зависеть все больше отраслей экономики: транспорт, который только и делает, что электрифицируется, системы умного города, которые пусть со скрипом, но занимают свое место в экономике города, интернет вещей, который хотя пока и является экзотикой, но довольно быстро внедряется в повседневную жизнь (число устройств, подключенных к интернету вещей, растет в мире на 20–30% в год).
Да что интернет вещей, сейчас даже самые простые привычные вещи требуют электрической подзарядки. Чтобы откупорить бутылку вина, не помешает электрический штопор, а чтобы пожарить яичницу на газовой плите, требуется не спичка, а электрический поджиг.
В таких условиях требования к устойчивости работы электросети резко возрастают, а одновременно растет и интерес мошенников. Страшно представить, какой властью будет обладать тот, кто вольно или невольно получит доступ к рубильнику.
Андрей Жуков, редактор