Анастасия Жигач Все статьи автора
24 июня 2019, 11:10 603

Изменили бизнес–модель. Как Александр Бойков научился расставаться с проектами

Фото: Архив "ДП"

Как Александр Бойков научился безжалостно расставаться с проектами раньше, чем они станут бессмысленными

Свой первый бизнес Александр Бойков открыл в 19 лет на втором курсе ГУАП. Не доучившись на программиста, предприимчивый юноша бросил вуз и основал собственную компанию Timeweb.

LinguaTrip в Кремниевую долину. Как предпринима-тельницу Марину Могилко языки до Америки довели

LinguaTrip в Кремниевую долину. Как предпринима-тельницу Марину Могилко языки до Америки довели

2354
Анастасия Жигач

"Для большинства предпринимателей высшее образование не играет роли, — говорит Александр. — Но первые курсы полезны, они учат тебя учиться самостоятельно. Я сделал выбор в пользу бизнеса и ни разу не пожалел".

Сейчас, кстати, молодой человек учится в Стэнфорде на курсе, где преподают практикующие руководители компаний в США. Цель учебы практическая — понять, как развить нетворкинг в Штатах.

Высоко подпрыгнули

Партнера для бизнеса Бойков нашел у бывшего работодателя — в компании, где после учебы трудился сисадмином. Новорожденная фирма стала предоставлять хостинг–услуги. В 2006 году на старт такого предприятия понадобилось 300 тыс. рублей. Фишкой стало собственное ПО для серверов. Клиенты быстро оценили эффективный, простой и современный продукт. "Качество у ключевых игроков падало, поэтому вырос спрос на качественный сервис. Мы сделали на это ставку. Параллельно крупные игроки снижали косты и закрывали партнерские программы для веб–мастеров. Мы с радостью подхватывали партнеров, не задерживали выплаты, — рассказывает Александр. — Когда ты даешь заработать другому, то и сам зарабатываешь".

Росту бизнесу способствовала партнёрская сеть вебстудий, большая часть которой работала с системой 1С-Битрикс. Мы сделали для них хостинг и заручились лояльностью вебстудий. Ее обороты росли на 200–300% в год. Но в 2017–м Александр принял для себя решение кардинально изменить жизнь и уйти с руководящего поста компании, входящей в топ–3 игроков рынка. Он остался совладельцем и членом совета директоров, сменил место жительства и уехал из России в США. Руководить 120 сотрудниками компании Timeweb остался бывший финансовый директор компании. Теперь Бойков приезжает в офис на стратегическую сессию и раз в месяц обсуждает с партнером текущее состояние дел по Skype.

Я тоже так хочу

Чудеса на "Виражах". Из чего вырос скейтборд–бизнес Павла Трифонова

Чудеса на "Виражах". Из чего вырос скейтборд–бизнес Павла Трифонова

499
Анастасия Жигач

За год до того, как покинуть кресло руководителя Timeweb, предприниматель съездил на экскурсию в Кремниевую долину и пообщался с менеджерами Google, PayPal и Facebook.

"Они размышляли на новом для меня фундаментальном уровне. Увязывали экономику, философию, историю и современный IT. Я понял, что хочу так же", — объясняет он.

По словам предпринимателя, основное отличие ведения бизнеса в США и России — это прежде всего другой уровень доверия. "В Штатах тебе по умолчанию верят, но это дорого стоит. Один раз обманешь — и больше не отмоешься. Доверие — это оказание услуг без предоплаты, возможность проходить в офисы компаний без надзора, отправка чеков на крупные суммы по обычной почте, принтер, оставленный доставщиком у двери офиса. К этому быстро привыкаешь и расслабляешься".

Платформа Buzzweb по замыслу была сразу ориентирована на Европу и США. Инвестиции в ее создание для размещения рекламы на страницах микроблогеров составили $1,2 млн. Этот бизнес Александр тоже начал с новыми партнерами.

Бизнес–коллайдер

"Я всегда начинал бизнесы с партнерами. Двое вместе сделают то, что ни один из них не сделает по отдельности. Важно сталкивать идеи и мнения. Это такой бизнес–коллайдер, — говорит бизнесмен. — Например, у меня прокачаны технический и продуктовый скиллы. Партнеров ищу с хорошим местным маркетингом и продажами".

Прототип и схему взаимодействия разработали за 4 месяца, команда состояла из восьми человек (против 110 в Timeweb). Предполагалось, что рекламодатели получают доступ к маркетплейсу — базе блогеров, заключают с ними сделки, а Buzzweb берет комиссию за посредничество. Три месяца сделок не было вообще. За первые полгода удалось привлечь 5 тыс. рекламодателей и 15 тыс. блогеров.

"Чтобы сделка состоялась, нужно было пройти несколько этапов: найти блогера, договориться о стоимости заказа, согласовать материал, убедиться, что он опубликован. Только после этого блогер получал оплату. На каждом этапе были огромные потери в конверсии, и никакие усилия эти потери не снижали", — объясняет предприниматель. Стало ясно, что проблема фундаментальная, ведь для сделки нужна была третья сторона, которая понимает и блогеров, и рекламодателей. Таким образом, модель с комиссией оказалась неэффективной. Между тем сам рынок выглядел перспективным. Хотя и оказался устроен не так, как казалось со стороны.

Нигде нельзя доверять публичным данным

"В реальности модель маркетплейсов на рынке инфлюенс–маркетинга в Америке и не работает. Те, кто заявлял об эффективности, используют платформы как маркетинговый ход, чтобы привлечь внимание к своей компании. Но до 95% прибыли им приносит агентская работа по сопровождению крупных брендов и блогеров, и лишь 5% — маркетплейс, — говорит Александр. — Узнали мы это от бывших сотрудников конкурентов. Никогда нельзя доверять публичным данным".

В итоге стартап сменил главную идею и стал сервисом по анализу блогеров и их рекламных кампаний. Загружаешь имя блогера, нажимаешь кнопку — и через несколько минут получаешь готовую аналитику для его оценки: цена за подписчика, качество аудитории, география, уровень вовлечения, ниша.

"С первого же дня после запуска мы стали получать сделки с чеками от $50 до $100. Услуга крайне востребованная. Рекламодатели разумно хотят платить меньше, а блогеры — зарабатывать больше", — делится наблюдениями предприниматель.

На один успешный проект — несколько провальных

Через полгода стартап снова пришлось закрыть: Facebook начал ограничивать доступ к API из–за проблем с утечкой данных. "Я вздохнул с облегчением. Зависимость от Facebook с их непредсказуемой политикой висела над нами как дамоклов меч. Теперь я просто не делаю бизнес на базе чужих продуктов. Слишком непредсказуемы риски", — говорит предприниматель.

"Менять бизнес модели не страшно и не обидно. Гораздо хуже потерять еще год и закрыться потом. А так — списал убытки и пошел дальше", — объясняет Александр. Сейчас он снова запускает платформу Buzzweb, но на этот раз она ориентирована на анализ поведения пользователей на онлайн–площадках. Предприятие будет помогать крупным онлайн–сервисам, СМИ и интернет–магазинам увеличивать конверсию в продажи.

"У каждого предпринимателя на один успешный проект есть несколько провальных. Иногда вина может быть твоя, и тогда ты чему–то учишься. Иногда это проблема рынка или поведение сил, которые ты не мог предсказать. Тогда просто идешь дальше, — говорит Александр. — Я люблю зарабатывать, но опыт для меня тоже важен. Когда ты сидишь по вечерам с командой, "допиливая" продукт, придумываешь вместе новую прорывную идею или видишь, как вчерашний стажер сегодня уже строит свой отдел, — в этом и есть основной кайф бизнеса. Кто надеется однажды заработать и потом жить на проценты, вряд ли чего–то достигнет. Это работа на всю жизнь".

Советы по делу от Александра Бойкова

1. Многие думают, что время — ценнейший ресурс, но это не так. Только энергия делает тебя предпринимателем или руководителем. Умение ее генерировать и передавать людям — самый ценный навык. Рекомендую книгу «Жизнь на полной мощности».

2. Ни в одной книге нет такой практической информации о рынке, как в голове у специалиста. Умение обмениваться информацией к обоюдной пользе — второй из ценнейших навыков. Рекомендую книгу «Никогда не ешьте в одиночестве». Многие успешные люди — прекрасные нетворкеры. Большинство из них — экстраверты.

3. Прокачивать английский стоит в режиме read–only. На русский переведено очень мало правильных видео и книг. Speaking — дорогой скилл, который сложно поддерживать. А распознавание речи на английском почти не теряется со временем. Прокачал один раз — получаешь в 10 раз больше полезной информации всю жизнь.

4. Нужно активно искать негативный фидбэк. Мы все ошибаемся в нашем видении мира, себя и своего бизнеса. Сейчас я строю петли регулярной негативной обратной связи, чтобы стать чуть меньше неправым.

5. Если нужно выбрать сотрудника только по одному качеству, пусть оно звучит так: человека должно переть от той работы, которую вы собираетесь ему поручить. Из таких людей собираются классные команды.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама